Северная Индия после распада империи Харши
История / Северная Индия после распада империи Харши

После кончины Харши в 647 политическая обстановка в Северной Индии обострилась, и в жизнь ее северо-восточных районов эпизодически вмешивался Тибет. Это открыло путь для распространения буддизма в Тибете. В дела Центральной Азии включился Кашмир, упрочивший в начале 8 в. контакты с Китаем, в то же время его политические амбиции распространились и на Индию. Казалось, что вернулся век кушанского царя Канишки, с той разницей, что кашмирские правители получали формальную санкцию на власть от китайских императоров. Однако такое положение продолжалось недолго, и Кашмир вновь занял свою обычную нишу как пограничная область Индии. Синд и некоторые сопредельные территории в Пенджабе были завоеваны арабами в 712 и получили статус провинции Багдадского халифата. Вскоре они превратились в два по существу самостоятельных княжества, лишь номинально подчинявшихся халифу. В итоге вторжение арабов осталось кратковременным эпизодом, не имевшим серьезных политических или культурных последствий, а попытка арабов продвинуться дальше на юг была успешно отражена гуджаратскими Чалукья. В остальное время Северная Индия оставалась разделенной между раджпутскими государствами, которые нередко конфликтовали друг с другом.

Династия Гурджаров, господствовавшая в Канаудже (совр. Фаррухабад), сумела создать сильное государство в 820–1020, а следующей по мощи династией стали Парамары, правившие в Малве. Раштракуты и деканские Чалукья эпизодически совершали походы на север и вмешивались в дела находившихся там держав. Чанделлы из Бунделкханда, Гахадвалы из Бенареса и Канауджа, где они сменили Гурджаров, и Чауханы (Чахаманы) из Самбхара и Аджмера в Раджпутане впоследствии тоже превратились в могущественных правителей. В конце 12 в. они тщетно сопротивлялись окончательному подчинению Хиндустана мусульманским завоевателям. Одновременное существование в Индии многих государств и наличие противоречий между ними отнюдь не были серьезным препятствием для взаимообогащения культур. Храм Мартанд в Кашмире и храмовый комплекс в Кхаджурахо в Центральной Индии служат наглядными свидетельствами архитектурных достижений того времени.

Непал, еще одно важное государство на границе индийского мира, приобрел первостепенное значение как узловой пункт для передачи достижений индуистской культуры в другие области Азии. Бенгалия и Бихар представляли собой достаточно обособленный мир во время возвышения династии Палов в 8 в. Палы были связаны с тантрийским буддизмом, переживавшим тогда подъем, и поддерживали тесные контакты со знаменитым монастырем в Наланде. Документально подтверждаются их заморские контакты с некоторыми районами Индонезии.
 

Смотрите также

Упрочение британского владычества в Индии
Процесс английских территориальных завоеваний завершился в первой половине 19 в. Бирма была покорена англичанами в результате войн 1824–1826, 1852 и 1885, Пенджаб – после двух англо-сикхск ...

Пять Путей
Всё развитие, начиная с первого контакта с освобождающим учением и до полного Просветления, может быть описано как Пять Путей: Путь Накопления, Путь Соединения, Путь Видения, Путь Медитации и Путь Без ...

Каджурахо
Каджурахо – город в штате Мадхья-Прадеш Над Каджурахо, некогда тихой деревушкой, и в ее окрестностях высятся стройные башни храмов. Каждый из храмов Каджурахо настолько филигранен и тонок по раб ...