Индуизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Индуизм
Страница 3

Основы религии индоариев с момента их вступления в Индию и на протяжении 1200—1500 лет нами узнаются из так называемой ведийской литературы, период которой известный санскритолог профессор Макдонелль определяет в 1500—200 лет до н. э., из той же литературы мы узнаем и некоторые нужные нам подробности, сохранившие свой облик и влияние в современном индуизме.

Элементарные сведения об этой литературе существенно необходимы. Древнейшими документами о религии Индии являются сборники, называемые «ведами» (т. е. ведение, знание, а потом возвышенное знание). Их насчитывают то три, когда говорят об их содержании, то четыре, когда говорят о самих сборниках. Первое, более древнее деление устанавливало три типа литургических текстов: риг, или гимны, т. е. заклинания и хвалы (главным образом) в стихах, произносимые нараспев; яджус — жертвоприношения или формулы, касающиеся различных действий при жертвоприношениях, произносимые шепотом; и саман, или кантилены, сопровождаемые припевом хора. Знать риг, яджус и саман значило обладать «тройным знанием», тройной ведой. Подобное знание, не доступное простому мирянину, заранее предопределяло привилегированное положение брахмана, сохраняемое в Индии и поныне гуру (наставником), который «знает веды». Второе устанавливало деление по сборникам, что давало четыре веды, дошедшие до нас; таковы «Риг-веда», содержащая сборник гимнов; «Яджурведа», в которой собраны формулы; «Самаведа», содержащая кантилены, и «Атхарваведа» , состоящая из песен, предохраняющих от болезней и вредных животных, из проклятий врагам, заговоров, заклинаний и т. д.

«Ригведа», наиболее замечательная из вед, может быть названа книгой псалмов; она состоит из 1017 гимнов: по размерам она, как выяснено, равна любой из поэм Гомера. Гимны сгруппированы в десять книг, или мандал (циклов). Шесть из этих книг (II—VII) однородны по составу, и каждая из них считается произведением одной семьи жрецов; I, VIII и X мандалы, как полагают, составлены из стихов, принадлежащих одному и тому же автору; единство IX мандалы определяется тем, что все ее гимны обращены к одному и тому же божеству — Соме. Ядром «Ригведы» является, несомненно, «семейная» серия книг, за исключением десятой, которая была создана явно позднее как дополнение. Эта книга затрагивает темы, чуждые первым книгам, каковы, например, космогония и философские законы, похоронный и брачный обычаи, колдовство и чары. По своей исторической роли, как первая книга индоевропейской группы народов, «Ригведа» является крупнейшим документом человечества, по красоте и разнообразию форм и по силе религиозного пафоса она не уступит псалмам Давида, а по силе проникновения в природу человека она дает нам чудные картины оформленной и отчетливой психики человека за пять тысяч лет до нашего времени (например, диалог между Урваши и Пурурава как лейтмотив драм Калидасы или как предтеча «Ромео и Джульетты»; психология азартного игрока (Ригведа X, 34), врача и т. д.).

Язык, на котором написаны веды,— старая форма классического санскрита, отличающаяся от последнего приблизительно так, как язык Гомера от греческого классического или как латынь салийских гимнов от языка Варрона. Классический санскрит, как он установлен в V в. до н. э. знаменитым грамматиком Панины, фонетически почти тот же, как и ранний язык вед, хотя грамматически он проще ведийского, так как у последнего были лишние формы, но главная разница сводится к словарю, который у санскрита более богат отвлеченными или научно-религиозными терминами.

Но ведийская литература не ограничивается упомянутыми четырьмя книгами, так как их простая задача сводилась лишь к тому, чтобы дать словесный и музыкальный антураж жертвоприношению богам, совершаемому в форме подношения или «божественного» напитка сомы, или растительного масла по преимуществу. С ростом и жизни и самой религии, а главное, обрядности, четырех вед оказалось недостаточно, и они потребовали дополнений и пояснений. Такими новыми творениями оказались брахманы и сутры, а четыре веды были уединены под именем самхит, т. е. сборников гимнов, молитв и жертвенных формул. Таким образом, дополненная и поясненная веда распалась на три отдела:

1) «Самаведа», или самхиты, 2) брахманы и 3) сутры.

Период создания брахман определяется в 800—500 лет до н. э. Брахманы, или «книги, занимающиеся набожностью», написаны прозой и являются древнейшим типом подобного литературного творчества; они заключают в себе древнейшие уставы обрядов (видхи), объяснение слов этого ритуала (артхавада) и экзегетические, мифологические, полемические или теософические рассуждения (упанишады) над природой вещей. Постепенно брахманы получили священный характер и наряду с ведами начали объединяться под общим наименованием шрути, т. е. священное откровение (точнее, «слышанное»).

Страницы: 1 2 3 4