Буддизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Буддизм
Страница 1

Третьей религией Индии по числу представителей является буддизм 300 тыс. буддистов по переписи 1921 г. разбросаны: по северной и северо-восточной границе Бенгалии (свыше 250 тыс.), в Ассаме, в округах Пенджаба — Спити, Ла-хул, Канавар — и на низких склонах Гималаев, где в населении преобладает тибетский элемент. Еще на наших глазах можно видеть, как у границ Бенгалии буддизм постепенно сдает свои позиции перед индуизмом или исламом. В Непале буддизм представлен еще довольно сильно, несмотря на упорную оппозицию со стороны правящей индусской династии, но он также, несомненно, идет на убыль. Общее впечатление от современного географического распределения буддистов такое, что их религию какой-то центробежной силой отбросило от основной территории к ее периферии на севере и северо-востоке.

Слабая распространенность буддизма в Индии и малая оригинальность его в народных низах по сравнению его с другими религиями могли бы нас освободить от изложения истории и основ старого буддизма, но научный интерес, столь сильно и упорно с ним связанный, его влияние на другие религии и множество путаниц и ошибок, существующих относительно буддизма в обществе, заставляет нас несколько расширить масштаб нашего изложения.

Изложить буддизм, отвлекаясь от личности его основателя, невозможно, так как эта личность помимо воли самого учителя в последующем развитии религии, дойдя до стадии обоготворенное™, сделалась сердцевиной культа и тем восполнила первичные недочеты буддизма, который, представляя собою скорее всего нравственную систему, был так мало доступен и привлекателен для широкой народной массы.

В конце VI в. до н. э. в роде Шакьев, одного из многих кшатрийских кланов, у сына небольшого князя или начальника группы деревень, расположенных в благодатных холмистых пространствах последнего яруса Гималаев, родился ребенок Сиддхартха; местом его рождения был город Капилавасту.

Теперь уже с достаточной отчетливостью установлено в науке, что Будда не миф, а историческое лицо, хотя жизнь его окружена массой легенд и украшений, совершенно затмивших и, мы бы сказали, профанировавших скромную и тихую фигуру основателя религии. История жизни Будды много раз рассказывалась и прозой и стихами, и ее этапы общеизвестны. В юных годах он испытал все те радости и наслаждения, которые могли ему доставить «чувственная» сторона жизни. Но «внезапно» его чувство было потрясено глубоким сознанием пустоты человеческой жизни, а выход из последовавших внутренних терзаний для того времени был один, и Будда ему последовал; он сделался йогом, или странствующим аскетом. На этой ступени спасения задача Будды, как всякого индусского аскета, сводилась к обузданию страстей, выливавшемуся в формы тяжелого подвижничества, к выработке характера, а в общем к личному спасению, а не к спасению других людей. Но вновь «внезапно», после исключительных подвигов аскетизма, вчерашний аскет становится Буддой, «просвещенным» и теперь намечает новую дорогу спасения, совершенно расходившуюся с общим взглядом тех дней, который в механическом пользовании культа и формул, непрерывном от колыбели до смерти, видел источник и способ человеческого спасения. С этого момента Будда возвещает четыре возвышенные истины:

1) Скорбность существования.

2) Причина скорби — желание удовлетворения, всегда возобновляемое, но никогда не удовлетворяемое.

3) Уничтожение или уклонение от желания.

4) Пути к достижению уничтожения желания.

Для избежания скорбей жизни и для достижения покоя, познания, нирваны Будда возвестил святой восьмичленный путь: истинная вера, истинная решимость, истинное слово, истинное дело, истинная жизнь, истинная мысль, истинные помыслы и истинное созерцание.

Таково было евангелие, которое проповедовал Будда в течение сорока пяти лет, блуждая по Магадхе (современный Бихар) и в окрестностях Варанаси. Хронология жизни учителя страдает многими неясностями. По-видимому, Будда достиг глубокой старости (88 лет) и умер около 486 г. до н. э.

Религия Будды не представляет собою столь резкого шага в религиозном мышлении народа Индии, как это мы наблюдаем на примере других религий, например ислама. Будда был органически связан с господствовавшим в его время брахманизмом и создал просто своеобразную секту, не более. Многое, что привыкли считать чисто буддийским (монашество, этика, ахимса, т. е. непричинение зла, нирвана), имело старые и глубокие корни в брахманизме; даже терминологию Будде не пришлось придумывать: она была у него под рукой в богатом лексиконе религиозных и философских трактатов древней Индии. Вообще, появление Будды не представляло ничего такого, что могло бы показаться его соврменникам чем-то необыкновенным.

На первых порах основанная Буддой религия не представляла собою религии в общепринятом смысле слова. Это была, в наиболее ранней форме, просто монастырская община, орден нищенствующих братьев, вроде доминиканцев или францисканцев. И это не было новшеством для Индии. В ней, еще задолго до появления Будды, установились формы и внешняя техника, подобная монашеской жизни; религиозному сознанию индусов монашеский орден давно уже представлялся необходимой формой, в которой могла найти свое место жизнь личностей, соединенных общим стремлением к искуплению. Этот чисто монашеский облик начальной общины Будды был настолько профессионален, что светские люди в круг новых религиозных понятий втягивались очень слабо, и размер их обязанностей, с этим связанных, был обычно самый скромный. Новые наставники претендовали только на высшее духовное руководительство, а домашние религиозные нужды, связанные с рождением, браком или смертью, выполняли по-старому брахманские жрецы. Будда дал только начала морали и нового миропонимания, звал пока немногих, и во всяком случае не детей и не простой люд, а связывал их старыми формами монастырского общения и дисциплины, технически не придумывая ничего нового. Буддизм лишь потом, много позже, создал ритуал, литургику, нужные молитвословия словом, культ, заполнив его своими богами и идолами.

Страницы: 1 2 3 4 5