Христианство
Культура и общество / Этнографическая Индия / Христианство

История христианства в Индии имеет в себе много поучительного и прежде всего характерного для самой же Индии; она своим началом имеет установление сирийской церкви в Малабаре, которая заявляет претензию, в последнее время значительно потерявшую кредит, на основание ее апостолом Фомою, миссионерские труды которого закончились во владениях Гондофареса, по-видимому, в нижнем Синде. По сохранившимся легендам, апостол обратил в христианство несколько брахманов и других, установил два пресвитерства, а также основал семь церквей — шесть в Траванкуре и Кочине, седьмую в южном Малабаре. Во всяком случае, христианство проникло в Индию на исходе II в. (около 190 г.), и притом сначала в южную ее часть, вероятно, на Малабарский берег. Какого вида было это первичное христианство, сказать трудно, до в конце VI в. история отмечает здесь несторианскую коммуну с патриархом Вавилона как своим главою. Последний снабжал несториан епископами халдейского (сирийского) толка. Таковой сохранился в Индии и доныне. С появлением португальцев жизнь этой небольшой общины подверглась большим стеснениям; португальцы всеми силами стремились поставить индийскую христианскую общину под контроль Рима. Это отчасти было достигнуто. Но в 1653 г. обнаружилось движение против папского контроля, и в сирийской общине произошел раскол, создавший две ветви, существующие и теперь: старая церковь, или сирийские христиане, имеющие своих епископов, подчиняющихся патриарху антиохийскому и сохранившие в богослужении сирийский язык, и новая церковь, или якобиты, сохранившие некоторые из своих догматов и обрядов, но связанные с Римом.

Католическая пропаганда началась с первых же шагов португальцев в Индии, когда в 1500 г. сюда прибыли братья францисканцы. С прибытием (1542 г.) знаменитого Франциска Ксавье дело обращения туземцев в христианство вышло за пределы португальских поселений и повелось широкими приемами с применением средств и угроз, а также и приказов и при властной поддержке инквизиции (основана в Гоа в 1560 г.). Трудно сказать, насколько такие форсированные приемы прозелитизма были удачны в смысле увеличения количества христиан, но в умах и памяти туземцев Индии они оставили по себе очень тягостное впечатление; последнее, хорошо учтенное внимательными англичанами, предопределило надолго их политику по отношению к религии и обычаям индусов, внеся в нее очень здоровый и разумный элемент. Да и сами католические миссионеры скоро заметили неудачливость их приемов и стали (как знаменитый аббат Дюбуа в более позднее время) больше приспосабливаться к этнографической и бытовой обстановке, среди которой они проповедовали; например, они усваивали приемы, одежду и часто даже титул брахманских аскетов, старались набирать священников среди туземных рас, признавали даже касты среди новообращенных и т. д. Иезуиты развили выдающуюся деятельность по печатанию священных книг на разных языках; они же дали из своей среды крупнейших ученых. Иезуитам принадлежит широкая организация школ, трудовых коммун, показательных полей и т. д. Пользуясь веротерпимостью или, может быть, религиозным безразличием Великих Моголов, католики перенесли свою деятельность в Северную Индию, но здесь она не увенчалась таким успехом, как на Юге.

Протестантская миссия начала работать с появлением голландцев на территории Индии (около 1705 г.), и ее деятельность протекала в умеренных тонах по сравнению с практикой католиков. Она дала из своей среды очень интересных представителей науки и литературы вроде Маршмана, Варда или епископа Гебера, но число адептов протестантизма оказалось и по наши дни очень скромным сикхизм.