Парсизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Парсизм
Страница 2

Нужно оттенить, что в среде парсов существует слишком большая разница в социальном и культурном смысле; между парсом-богачом, европейски образованным, прекрасно говорящим по-английски, и его простым (особенно недавно переселившимся из Персии) собратом — целая пропасть, отсюда и парсизм имеет две разновидности — культурную, достояние жрецов и богачей, и простую, достояние бедных; в последней много примеси индуизма и даже анимизма.

В последние годы верхние слои парсов настолько европеизировались, что, по словам исследователя, «их образ жизни может быть описан как эклектическая смесь полуевропейского и полуиндусского типа. По мере роста среди них культуры и просвещения они все более близко копируют английские обычаи и манеру жизни». Такой уход от прошлого жизни парсов вызвал известный даже отпор со стороны правоверных парсов. В истории религиозного и бытового прогресса парсов должны быть отмечены труды известного публициста парса Б. М. Малабари, горячий призыв которого улучшить долю детей и женщин Индии оказал услугу не только общине его сородичей, но и всей Индии. Ему отчасти надо приписать то обстоятельство, что современная парсистка по социальному положению и культуре стоит почти на том же уровне, как и европейка, живущая в Индии.

Последние годы отмечены такими течениями в парсизме: парсистский жрец Дхала, занимавшийся в Америке в Колумбийском университете под руководством крупного специалиста Джексона, вернувшись на родину (1909 г.), основал Общество Зороастра. Задача последнего — восстановление религии в ее первичной тонкости и простоте, т. е. удаление из нее всех ритуалов, верований, церемоний и т. д., которые, как ракушки, облепили бока первичного корабля. Имелось несколько конференций Общества начиная с апреля 1910 г., из которых две первые вызвали большие пререкания и даже скандалы со стороны ортодоксальных парсов. Основные лозунги Общества: проповедь и чтение на местном языке (гуджарати), пересмотр календаря, воспитание парсов-жрецов, промышленное и техническое образование, медицинский контроль над детскими школами, организация

благотворительности и т. д.

Лидеры этого прогрессивного Общества: Дхала, Р. М. Мех-та, Диншав Петит, три Таты, X. А. Вадиа и Катрак. Газета «Парси» отражает взгляды Общества.

Такие реформаторские течения заставили правоверных бояться за потерю некоторых суеверий или, как они говорят, «морального элемента зороастризма»; их очень пугала также замена древнего священного языка «Авесты» языком гуджарати. Отсюда еще в 60-х годах прошлого столетия парс Кама (Гормуши), вступивший в связь со специалистами в Европе, опубликовал английский перевод (профессора Блика) «Авесты», основал общество «Рахе Руст» (Истинный путь) и журнал «Сурьодайя» («Восход солнца»). Это общество проповедовало возврат к старым формам богопочитания или точное их сохранение: приношение водам цветов, молока и кокосовых орехов, преклонение и целование воображаемых картин пророка, вопли и биение себя по щекам и т. д. С подъемом национальных чувств в религиях Индии вообще и это общество получило значительный подъем; теперь оно провозгласило лозунг: «Все в зороастризме хорошо, все на Западе худо, мы должны охранять себя против заразы материализма Европы». Это общество стало считать себя истинным толкователем Зороастра, утверждая, что его первичное учение отражало глубоко древнюю мудрость, включало в себя пантеизм, практику йоги и доктрину перевоп

Страницы: 1 2 3