Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствИстория / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Социально-экономический и политический строй раннесредневековых индийских государствСтраница 5
Объясняется это тем, что изменился сам налогоплательщик: волны завоевателей высокого кастового статуса осели на землю и заменили собою шудр-земледельцев. Вишти сохранился, что известно из более поздних материалов, но уже в качестве права верхнего слоя общины на труд подчиненных ему деревенских низов. Феодализм, если можно так выразиться, «уходит в глубь» сельской общины. https://хочу-сайт.москва создание недорогих сайтов москва сколько стоит создание.
На Декане и в Южной Индии не отмечено передвижений воинственных кланов, захватывавших земли. Но и там возникает влиятельная крупная община во главе с кастами, которые не стали кшат-рийскими только потому, что они и так занимали в местной иерархии место сразу после брахманов.
На Декане роль коллективов в землевладении, в организации налогообложения, самоуправления, обороны была значительнее и лучше известна. Территории целых областей и княжеств носили названия с неким числовым индексом, обозначавшим количество входящих в них деревень (конечно, мифическое): «Конкан 900» (в других случаях «Конкан 1400»), «Кавадидвипа 125 000», «Страна 16 000 деревень» — в Махараштре; Шатсахасра-джагати («Страна 600 деревень»), «Венгимандала 16 000» —вАндхре; «Ренанда 7000», «Ноламбавади 32000», «Гангавади 96 000», «Коттур32000», «Бана-васи 12 000» — в Карнатаке. Эти крупные территориальные единицы делились, видимо, на более мелкие: «Келавади 300», «Белвола 300», «Пуригера300», «Панумгал 500», «Касукаду 70», «Нарейям-гал 50», «Куккунур 30». Наиболее часто встречающейся мельчайшей единицей этого ряда, как и на Севере, было «12», например «Баддулатака 12». Все эти подразделения фигурируют в надписях в двух ролях — либо это просто административная единица, управляемая назначаемым из центра наместником, либо активное юридическое лицо: субъект дарения, договора, коллективный свидетель сделки и т. д.
Крупные подразделения (с индексом в несколько тысяч) сравнительно реже выступают в роли коллективного юридического лица, хотя, например, «Банаваси 12 000» явно имела орган самоуправления и свое имущество, в том числе землю. Подразделения же с индексом «300» и меньше — это явно прежде всего общины, имеющие совет, старост, имущество, в том числе землю, собирающие в свою пользу некоторые подати и т. п. Как конкретно уживались наместники и общинные старейшины, кто реально решал вопрос о дарении или договоре от имени общины — все это пока совершенно неясно. Ясно лишь, что государства Декана Х-ХШ вв. нельзя представлять себе регулярными административными структурами. Коллективы землевладельцев в масштабах десятков и сотен деревень обладали определенным контролем над ресурсами и пользовались самоуправлением.
В Тамилнаде числа при названиях самоуправляющихся территорий не употреблялись, но эти территории (наду) во главе с коллективными органами (наттар) пользовались не меньшей самостоятельностью. Из надписей известны названия и примерное расположение 550 наду, которые дарили землю брахманским общинам
и храмам, устраивали всякого рода складчины и самообложение, строили каналы и другие ирригационные сооружения, устраивали празднества, осуществляли судопроизводство.
Наду имели сложную структуру, которая постепенно претерпевала изменения. Деревенские общины (ур) принадлежали в основном доминирующей земледельческой касте веллалов, и из их представителей состояли органы самоуправления местности (наттар). В каждой наду было по одной-две деревни, принадлежавших брахманам (брахмадейя, или аграхара), и управлялись они брахманской сабхой. Торгово-ремесленным центром наду был небольшой город, управлявшийся коллективом его жителей, прежде всего купцов, носившим специальное название нагаром, нагараттар. Земли для брахманских общин выделялись либо местными жителями, либо центральной властью. Из этих же двух источников создавались владения индуистских храмов (джайнские тоже основывались, но их было мало). В 1Х-Х вв. собрание наду осуществляло действенный контроль над всеми владениями и общинами, находившимися на территории широкой общины, — над сабхами, нагарамами, храмами, однако центральная власть постепенно усиливалась. При Раджарадже I была введена новая административная единица — валанаду («широкая наду», можно также перевести как «хорошая наду»), объединившая несколько общин и поставленная под управление назначенного из центра управителя (надалван). Брахманские сабхи были исключены из юрисдикции местных общин и подчинены непосредственно валанаду.