Источники по истории Делийского султаната и других государств ХII-ХV вв.
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Источники по истории Делийского султаната и других государств ХII-ХV вв.
Страница 3

Вместе с тем при описании политики султанов Барани приводит довольно важные сведения об экономическом положении и социальном строе страны.

Шамс-и Сирадж Афиф (р. 1342 г.), создал сочинение под тем же названием «Тарих-и Фируз-шахи». Его семья также служила султанам, а сам он бывал при дворе. Он писал свой труд в первые годы XV в., когда Делийский султанат лежал в развалинах после разгрома его Тимуром. Возможно, поэтому он идеализирует предыдущие времена. Афиф, в отличие от Барани, учит только на добрых делах, в его изложении история — это биографии добродетельных султанов. Он сосредоточен именно на добродетельности, а не на воинских подвигах. Но его хроника наиболее богата данными по экономическому развитию, социальной политике, политической жизни провинций.

Исами составил свой труд «Футух-ас Салатин» (около 1350 г.) в стихах, взяв за образец «Шах-наме» Фирдоуси. Поэма охватывает период от Газневидов до 1349/50 г. Когда султан решил перенести столицу из Дели в Доулатабад (об этом будет рассказано ниже), Исами был вынужден тоже переселиться, причем в дороге умер его 90-летний отец. После возвращения столицы в Дели он остался в Доулатабаде, который вскоре вошел в состав нового государства Бах-мани. Поэтому автор оказался более свободен в своих суждениях о делийских султанах. Однако Исами не ссылается на источники, передает главным образом слухи, рассказы, совершенно не озабочен проблемой истинности своей истории. Он предпочитает простые объяснения того, что произошло. Так, ислам распространился в Индии благодаря деятельности Махмуда Газневи и Ала-ад-дина Хилджи. А упадок султаната произошел потому, что на троне оказался такой неразумный правитель, как Мухаммед Туглак.

Йахйа бин Ахмад Сирхинди, написевший «Тарих-и Мубарек-шахи» в 1434-1435 гг., уделял внимение главным образом всему необычному: героическим подвигам, ужасем — и не затруднял себя рассуждениями о причинах и закономерностях явлений. Понятно, что он не останавливается на вопросах социальных отношений и экономической политики.

Период Делийского султанете описан также в более поздних работах Феришты, Низам-ед-дине и Бедауни, о которых будет рассказано позже, когда речь пойдет о Могольской империи.

Документальных материалов от Делийского султанете почти не сохренилось. Условно можно считать документом трактет-инструкцию по счетному делу, составленный в 1359 г. налоговым чиновником Хеджи Абдул Хемидом Мухерриром Гезневи. Среди других

инструкций в нем содержатся указания на законные (с точки зрения шариата) налоги и методы их сбора, упоминаются термины, использовавшиеся в период султаната налоговыми чиновниками. Можно спорить о том, в какой степени данный трактат базируется на мусульманском праве, а насколько он отражает реалии Индии. Однако использовать его в качестве источника все же можно.

Художественная литература того периода сохранилась тоже довольно фрагментарно. Но все же она есть и служит важным дополнением к сведениям, почерпнутым из других источников. Наибольшее значение имеют сочинения Амир Хусроу (1253-1325) — поэта, оставившего более 500 ООО стихов. Ему патронировали шесть последовательно правивших султанов, он был своим и среди аристократии, и среди военной элиты, был близок к суфийским наставникам, в частности к Низам-ад-дину Аулия. Он не писал исторических работ, но в его стихах отразились и политические события, и социальные отношения.

После мусульманского завоевания Индия оставалась довольно изолированным микрокосмом. По выражению Рабиндраната Тагора, «захватив страну, мусульмане заперли ворота, через которые вошли, а мир по ту сторону ворот не существовал для индийцев». Все же связи в мусульманским миром укрепились. Индию стали больше посещать жители других стран, и записки иностранных путешественников служат еще одним важным видом источников.

Страницы: 1 2 3 4 5