Ислам в Индии. Индийский ислам
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Ислам в Индии. Индийский ислам
Страница 4

Решение было найдено в том, что индусы должны платить налоги — поземельный (харадж) и подушный (джизия). Первоначально землевладельцы-мусульмане пользовались привилегиями — платили половинную ставку хараджа. Но когда мусульманское население возросло, казна уже не могла идти на такие жертвы. Харадж стал одинаковым для землевладельцев всех религий. Осталась джизия как символ подчиненности индусов, своего рода выкуп за право сохранить свою веру. Понимали ее также и как плату за освобождение от воинской повинности, которую должен был нести каждый мусульманин. Ставки джизии зависели от состоятельности плательщика — 10, 20 или 40 танка в год. Не брали ее с беднейших, увечных, монахов и святых, с детей и женщин.

Но презрение к индусам со стороны правящих кругов сохранялось. Муллы страдали от сознания того, что индусы живут слишком вольготно под сенью правоверных правителей. Когда Ала-ад-дин (1296-1316) искал обоснование для введения высокого налога на райятов, он обратился за советом к казию. Тот выразился так: «Они называются плательщиками дани, и, когда сборщик налогов требует у них серебра, они должны беспрекословно и со всяческим смирением и уважением предлагать золото. Если сборщик налогов захочет плюнуть в рот индусу, последний должен, не колеблясь, открыть свой рот. Сам Бог приказал их всячески унижать, поскольку индусы являются самыми смертельными врагами пророка. Пророк сказал, что они должны либо принять ислам, либо их надо убивать или отдавать в рабство, и собственность их должна быть конфискована государством».

Однако сам Ала-ад-дин не был ревностным мусульманином. Именно при нем стали назначать индусов губернаторами и принимать индусских раджей при дворе. В Дели появилось много богатых индусов. Дело не в том, что их раньше не было, а в том, что они перестали бояться демонстрировать свое богатство.

Крупные раджпутские государства в ходе завоевания были уничтожены. Но остались вассальные княжества в Раджпутане, а кроме того, сохранились мелкие владения раджпутских князей с титулами рао, рават, рана практически во всех провинциях, казалось бы прочно контролируемых военачальниками султана. Об их существовании мы узнаем не только из сообщений об их восстаниях против султаната, но и из сведений об участии их отрядов в войсках государства. Иногда индусы или только что обращенные проникали в высшие эшелоны власти.

При сыне Ала-ад-дина Кутб-ад-дине Мубараке (1316-1320) власть захватил Хусроу, перешедший в ислам неприкасаемый. В 1320 г. он сам стал султаном под именем Насир-ад-дин Хусроу-шах. Правда, ему удалось продержаться на троне лишь несколько месяцев.

В Бенгалии в 1414 г. власть захватил брахман Ганеш, имевший титул раджи. Его сын принял ислам, стал Джалал-ад-дином Мухам-мад-шахом — и стал преследовать индусов. Правда, это ему не помогло, его также быстро свергли.

При Фируз-шахе (1351-1388) началась мусульманская реакция. Преследовали индусов и шиитов. Обязанность уплаты джизии была распространена на брахманов. Но это продолжалось недолго.

Еще один период религиозных преследований отмечается при султане Сикандаре Лоди (1489-1517).

В

Страницы: 1 2 3 4 5