Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцвета
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Социально-экономический и политический строй Делийского султаната в период его расцвета
Страница 8

• по существу как синоним группы «хута-мукаддамы» выступает термин «райяты», в то время обозначавший всех налогоплательщиков;

• они входят составной частью в единую группу всего населения деревни, включающего в себя и неприкасаемых (балахаров).

В первой части рассказывалось о том, что к моменту мусульманского завоевания земли в Северной Индии попали в руки раджпут-ских кланов, которые расселились по деревням и образовали верхнюю прослойку общинников. Они подчинили прежних крестьян из земледельческих каст, сделав их своими арендаторами, а безземельных членов неприкасаемых каст — закабаленными работниками на своих полях. Именно эти общины и были обложены налогом в Делийском султанате.

Резкое повышение налога при Ала-ад-дине и затем при Мухаммаде Туглаке, конечно, ударило по этому слою. Но низвести его на положение обычных крестьян не удалось. Этот слой был ключевым для "Всей структуры общества и государства. Именно он обеспечивал функционирование сельского хозяйства, именно он позволял собирать налоги и тем самым обеспечивал функционирование всей государственной машины. Его разорение, как бы оно ни было сиюминутно выгодно правительству, неминуемо вело к разрушению экономики и краху всей системы. В результате попытка уничтожить слой высококастовых наследственных землевладельцев не удалась. Они сохранили свою низовую, податную, но наследственную и крепкую собственность.

Чтобы представить себе соотношение в экономическом строе общества двух этажей собственности на землю, надо бы знать, как между ними распределялись доходы с земли, то, что именуется « прибавочным продуктом». Это всегда трудно сделать по средневековым источникам. Но все же есть документ 1530 г., который фиксирует отчуждение обоих прав на землю в Доабе и позволяет представить соотношение их ценности. Хакк ва милк-и-хоти («права и собственность хута») продаются за 700 танка, а харадж-инам (право на сбор налогов) — сдается за ежегодную плату в 300 танка. Цена низовой собственности составляет, таким образом, чуть больше двух годовых налогов с нее. Это означает, что тяжесть налога была велика, а ценность собственности, обложенной налогом, низка. Но все же она существовала.

Прикрепления к земле, конечно, не существовало, но один пример показывает, что свобода передвижения общинников находилась под вопросом. Некий Зия-ад-дин получил деревню с правом взимать с нее джизию и «налог на земледелие».- Общинники почему-то не пожелали ему подчиниться и убежали в другие деревни, где маликами, т. е. низовыми землевладельцами, были казии из Тхаяесара. Зия потребовал, чтобы крестьяне вернулись. Казии отвечали, что крестьяне «свободны от рождения». Налоговые же чиновники разъясняли, что никто не претендует на «собственность на их личности». Но они должны платить джизию тому, кому ее подарил государь. Это их обязанность вне зависимости от того, где они живут. И ха-радж тоже они должны платить с той земли, которая подарена. Поэтому они должны вернуться в прежнюю деревню.

Развитие сельского хозяйства

Вопрос о роли мусульманского завоевания в истории Индии — один из острых в индийской историографии. Были ли мусульманские правители просто иноземными захватчиками, или же они были индийскими правителями, просто принадлежавшими к иной конфессии, чем основная масса населения? Период Делийского султаната ознаменовался некоторым ускорением экономического развития многих регионов страны, несмотря на то, что она испытала ряд сокрушительных ударов. Существуют разногласия цо поводу того, что послужило движущей силой этого развития. Разногласия обычно связаны с конфессиональной принадлежностью историков. Историки-мусульмане указывают на то, что мусульманское завоевание более тесно связало Индию с Ближним и Средним Востоком и способствовало тем самым значительному развитию торговли, росту городов, проникновению в Индию новых для нее технологий и религиозных идей. Историки-индусы отмечают, что экономический подъем в Индии начался еще до мусульманского завоевания, и. последующее развитие продолжалось бы и без установления власти иноземцев, мероприятия же многих делийских султанов приводили к экономически кризисам.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11