Упадок Делийского султаната. Династии Сайидов и Лоди
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Упадок Делийского султаната. Династии Сайидов и Лоди
Страница 1

После нашествия Тимура Дели лежал в развалинах. Наместники и иктадары стали фактически независимыми и неуправляемыми. Султан Насир-ад-дин скрывался в Гуджарате. Власть в Дели находилась в руках министра Маллу. Он несколько стабилизировал положение, убедил султана вернуться в Дели. Однако реальная власть правители Дели распространялась только на окрестности города и на Доаб.

После смерти султана в 1413 г. династия Туглаков пресеклась и власть захватил Хизр-хан, который претендовал на статус сайида, т. е. на происхождение от пророка Мухаммада. Он не принял титул султана, а считал себя наместником Шахруха, сына и преемника Тимура. Хизр-хан и его родственники продержались у власти до 1451 г., ничем себя не проявив и не снискав себе сторонников среди мусульманской элиты. Их называют династией Сайидов.

В 1451 г. престол захватил пуштун Бахлул Лоди, способный военачальник, наместник Лахора и Сирхинда, выдвинувшийся при дворе. Он не имел сил, чтобы восстановить могущество султаната. Афганские вожди, составившие его окружение, считали себя не ниже султана по знатности. Он был для них лишь «первым среди равных». Атмосфера при дворе разительно изменилась, приемы стали напоминать племенные советы. Султан «на устраиваемых им приемах никогда не сидел на троне и не позволял своим вельможам стоять; даже во время публичных аудиенций он не сидел на троне, а садился на ковер. Если, бывало, они (вельможи) были им недовольны, он так усердно старался умиротворить их, что лично отправлялся к ним на дом, снимал с пояса меч и клал его перед обиженным; больше того, он даже иногда снимал свой тюрбан с головы и просил прощения. Он поддерживал братские отношения со всеми своими военачальниками и солдатами». Такими методами ему удавалось обеспечивать единство афганской знати.

При Бахлуле султанат политически усилился и несколько расширился. Ему подчинялись Панджаб, северо-западная Раджпута-на и Ганга-Джамнское двуречье. Наиболее значимым событием этого правления стало уничтожение государства Джаунпур и присоединение его к султанату (1479).

Бахлулу в 1489 г. наследовал его сын, принявший имя Сикан-дар-шах. Он еще расширил границы государства на востоке — вплоть до границ Бенгалии, решительно подавлял восстания, попытался сделать афганскую знать более послушной. Была восстановлена служба шпионов. Начались также уже позабытые к тому времени проверки налоговой отчетности, казни за растраты и хищения. Однако политику возвышения значимости султанской власти и ограничения вольности афганцев он, видимо, проводил достаточно гибко, не доводя дело до открытого противостояния. Отмена внутренних пошлин и ограничений торговли привела к некоторому оживлению экономики страны. Он основал Агру (1504), ставшую впоследствии одной из столиц Индии.

Но Сикандар проявил себя также и как ревностный, фанатичный мусульманин. Снова начались разрушения индусских храмов. Индусам было запрещено совершать религиозные омовения в Джамне, цирюльникам было запрещено брить индусских паломников. Рассказывают, что некий'брахман был убит только за то, что в присутствии нескольких мусульман заявил, что его религия не хуже ислама.

Его сын Ибрахим Лоди (1517-1526) попытался продолжить политику своего отца по укреплению власти, но проявил при этом излишнюю прямолинейность. Более поздний историк Феришта пишет об Ибрахиме: «В противоположность своему отцу и деду он не делал различия между сановниками, принадлежавшими к его племени, и теми, кто не принадлежал к нему; он открыто заявлял, что у правителя не должно быть родственников или соплеменников, а что все должны рассматриваться как подданные и слуги государства; афганские эмиры, которым до того разрешалось сидеть в его присутствии, были вынуждены стоять перед троном со скрещенными на груди руками». Более того, султан покусился на материальную.основу мощи своих вассалов — стал восстанавливать условность военных ленов. Со времен Фируз-шаха военачальники привыкли считать свои икта наследственными. Однако Сикандар напомнил им, что земли выдавались первоначально только во временное пользование и под условием службы.

Страницы: 1 2