Виджаянагар
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Виджаянагар
Страница 6

Конечно, мы не знаем ничего о конкретных событиях: как росло брожение в народе, как шли «ходоки» из деревни в деревню (беспрецедентным в социальной истории Индии является то, что делалось это вопреки неодобрению эксплуататорской верхушки общины, против которой низы деревни выступили), как реагировали власти. Мы можем судить о событиях по этим манифестам, да еще по результату. Видимо, это организованное ненасильственное выступление увенчалось успехом. Отдельные разрозненные сообщения об угнетении встречаются в 1464 и 1482 гг., но в XVI в. они окончательно исчезают. Со второй половины XV в. нет сведений о серьезных конфликтах, бегстве населения из деревень, — напротив, отмечается расширение запашки, предоставление земледельцам и ремесленникам (последним — главным образом со стороны храмов) различных льгот, чтобы побудить их поселиться в данном месте, и т. п. Видимо, к середине XV в. налоговая система Виджаянагара устоялась и вновь установилось некоторое согласие между низшими слоями деревни, землевладельцами и казной (которая в это время была представлена в основном найяками).

Вторая половина XV — XVI вв. выглядят как время процветания Южной Индии. Иностранные путешественники — Абд-ар-Раззак из Средней Азии и европейцы Н. Конти, Д. Барбоша, Л. Вартема — пишут о Виджаянагаре с восхищением, говорят о большой плотности населения, многочисленных деревнях и городах, о богатстве рынков. Особенно поражала иностранцев столица, прежде всего своими укреплениями — город уже приобрел репутацию совершенно неприступного, — а также богатством, бесчисленными толпами народа, лавками и базарами. После 1565 г. город был разрушен, но и сейчас его развалины производят величественное впечатление. Сохранились развалины 30 крупных сооружений, которые можно назвать «дворцами».

Империя Виджаянагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов Южной Индии, прежде всего каннада и телугу. Косвенно существование империи и связанный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры также в Тамилнаде и Керале. Интересно, что Виджаянагар воспринимался как государство всех народов Южной Индии. Как уже говорилось, национальность первых государей Виджаянагара неясна — они были то ли телугу, то ли каннада. Первые храмы строились по образцу чалукийских — т. е. образец брался с севера. Затем был перенят южный, чольский стиль, на основе которого выработался оригинальный виджаянагарский, отличавшийся еше большей величественностью.

В литературе телугу середина XIV—XV в. — это «век Шринатхи», великого поэта, который жил сначала при дворе Редди из Кондавиду, а затем переехал в Виджаянагар и получил высшие почести при дворе Деварайи П. Шринатха перевел на телугу много классических произведений с санскрита и с пракритов. В своих оригинальных стихах он воспевал родную Андхру. Для литературы на каннада событием стал перевод «Махабхараты», начало которого было выполнено Кумарой Вьясой, а закончен перевод был Тимманной при дворе Кришнадеварайи. В тамильской литературе продолжается традиция алваров и найянаров. На тамильском писал Виллипуттурар, который жил при дворе одного из керальских князей. Он, в частности, переложил «Махабхарату» тамильским стихом.

От периода Виджаянагара сохранилось много храмовых зданий, отличающихся специфическим величественным архитектурным стилем. При дворе трудились брахманские ученые, религиозные философы, наиболее известными из которых были Видьяранья (Мад-хавачарья) и его брат Саяначарья. В целом период Виджаянагара представляется одним из наиболее ярких в истории Южной Индии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6