Дегустация Индии
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Дегустация Индии
Страница 165

Впоследствии Харрисон извинился перед Махариши за скандал во время визита в его центр медитаций в Голландии. Харрисон оказался единственным битлом, для которого индуизм стал поиском смысла жизни, а не экзотикой. В соответствии с завещанием его прах развеяли над Гангом.

Махариши по-прежнему наставляет и просветляет. Рави Шанкару уже исполнилось восемьдесят пять. Его дочь от американской жены в 2003 году получила «Грэмми». А дочь от индийской жены – известная ситаристка.

Ужасно странно в сорок восемь лет держать в руках ситар, сделанный тем же мастером, который делал ситары для кумиров молодости. Думала ли я в хипповской юности, слушая с друзьями магнитофонные записи группы «Битлз» и читая ротапринтные книги по буддизму и индуизму, что еще раз войду в эту реку . Философ утверждал, что в одну реку нельзя войти дважды. Он просто не знал, насколько сложно устроена вода.

С ситаром в багажнике мы отправились покупать хну. Российские стилисты и парикмахеры знают, что почти вся хна, продаваемая в наших магазинах, грубая подделка. После нее волосы становятся сухими и ломкими.

Поэтому всем едущим в Индию модницы заказывают хну. Когда мы с Мариной вошли в аптеку, я растерялась. Там лежало десять видов хны. В пакетах, коробках, баночках, бутылках и тюбиках.

Хна занимает солидное место в жизни индийца. Масло хны используется в религиозных церемониях и молитвенных ритуалах для установления связи между верующим и божеством.

Оно способствует коммуникации с высшими силами, имеет омолаживающее, расслабляющее действие, раскрывает экстрасенсорные способности, придает ясность уму, активизирует третий глаз, снимает гнев и депрессивные состояния.

Индийские женщины веками раскрашивали хной ладони и пальцы, а также ступни и пальцы ног. Это искусство называлось мехенди.

Оно возникло в третьем веке нашей эры и подчинено строгим традициям, предписывающим определенные узоры в зависимости от времени года, смысла праздников и торжественных церемоний. Даже танцовщицы, расписывая руки, записывают в узоре содержание танцев.

Я знаю об этом только то, что цветы символизируют счастье, а скорпионы – любовь. Есть даже старинные индийские стихи: «В лист хны я запечатаю свои сердечные желания, и когда придет время собирать хну, одним прикосновением руки ты сможешь прочитать мое тайное письмо .» Но особенно подробно женщины расписывают себя на свадьбу.

Рисунок держится две недели и не приносит вреда. Любая женщина может смешать порошок хны с черным чаем, лимонным соком, красным вином и добавить в это немного эвкалиптового масла. Можно либо разрисовать части тела узорами, либо наложить на них бумажный трафарет.

В Индии для этого продаются самоклеящиеся одноразовые трафареты типа пластыря. Через час хну надо стряхнуть и двенадцать часов не соприкасаться с водой.

Это развлечение случайно дискредитировала Мадонна, сделав мехенди. Вслед за ней западные салоны начали делать тату хной, добавляя в нее парафенилендиамин, темнящий узор, но вызывающий жуткую аллергию. Так что делайте мехенди дома, не доверяя салонам.

В разных культурах красота достигалась разными способами. Женщины в древней Азии стремились носить продетые в бровях ракушки, вызывающие косоглазие, потому что косоглазая считалась эталоном красоты. Египтянки капали в глаза сок белладонны, расширяющей зрачки и придающей блеск. Еще они обводили глаза зеленой краской из углекислой меди, удлиняли их к вискам и подрисовывали толстые длинные брови. А ногти и ступни ног красили зеленью из растертого малахита. В Китае, достигая крохотной стопы – не больше 10 сантиметров, применяли драконовские колодки. Африканкам спиливали передние зубы, вставляли в верхнюю губу втулку для выпячивания, вешали в уши тяжелые серьги для отвисания мочек. В некоторых племенах в детстве на шею надевали десяток железных колец, чтобы она становилась уродливо длинной и тонкой. В случае измены кольца снимали, и шея переламывалась. Про иссечение клитора и половых губ у африканских мусульманок, часто истекающих от этого кровью, написаны тома. В средневековой Испании ценилась маленькая грудь, и девочек заковывали в корсет из железных пластин. В Европе сначала ценились пышечки, и женщины подкладывали в трусы подушки, а потом, напротив, худышки, и женщины утягивались в корсеты и падали в обморок. Когда в моду вошла бледность, несчастные насмерть бились с естественным румянцем, попивая мышьяк и уксус. В петровской Руси ценились большие бедра и пышная грудь. Эпоха романтизма востребовала анемичных и астеничных. Модерн воспел тонкие шейки, поникшие плечики, неуверенную походку и подвывающий голосок. Пролетариат назначил красавицей мухинскую колхозницу. А постиндустриальное общество затребовало образ Барби .

Страницы: 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171