Кушанская империя
История / Индия в древности / Индия в Кушано-гуптский период / Кушанская империя
Страница 3

спорным остается и вопрос о происхождении создателей империи.

Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что ядром государства Кушан была Бактрия, откуда их власть распространилась на районы Афганистана и Индии. О первом этапе образования кушанского государства сообщают китайские источники. Судя по данным «Истории младшего дома Хань» («Хоу-Хань-шу»), Бактрия была завоевана юэчжами, образовавшими пять владений, одно из которых, Гуйшуань (Кушаны), вскоре покорило четыре других. Эти события происходили, по всей вероятности, между 140 и 128 гг. до н.э.

Китайский посол Чжан Цянь в 129–128 (или 126) гг. до н.э. застал Бактрию (Дахя) под властью да-юэчжей — «великих юэчжей» (в отличие от «малых юэчжей», живших в это время и позднее в Восточном Туркестане).

Материалы китайских источников о завоевании Бактрии пришедшими с востока племенами можно сопоставить со сведениями античных авторов — Страбона и Помпея Трога (в пересказе Юстина). Согласно Страбону (XI.8.2), племена, проникшие из-за Сырдарьи, отняли у греков Бактрию. Страбон упоминает асиев, пасианов, тохаров и сакараулов; Помпеи Трог — асиан, сарауков и тохаров. Очевидно, античные авторы знали лишь о конечном этапе движения племен — юэчжей китайских хроник (хотя это название у античных авторов не встречается). Между тем есть основания полагать, что в этом движении приняли участие и племена, обитавшие здесь еще до появления юэчжэй.

В пестрой и неоднородной группе племен можно с известной долей уверенности выделить ираноязычные племена (асии, асианы, сакараулы, или сакараваки-сарауки, и пасианы). Более сложен вопрос об этносе тохаров, с которыми ряд исследователей отождествляют юэчжей или часть их.

Сторонники этой точки зрения видят в племенах юэчжей носителей так называемых тохарских языков, к которым принадлежат языки центральноазиатских документов VII — IX вв. н.э. («тохарские» A и B). Индийская, тибетская и другие письменные традиции действительно указывают на параллельное употребление этнонимов «юэчжи» и «тохары» и дают некоторые основания для обозначения языков A и B как тохарских. Однако оба эти языка имели, по-видимому, другие названия (язык B в одном; санскритском глоссарии назван «кучинским»), а этноним «тохары» применялся и к ираноязычным племенам.

Если принять предположение, что тохарами первоначально именовали носителей тохарских языков, то надо будет признать факт перемещения на территорию Бактрии центральноазиатских племен, передавших местному населению свое название, но ассимилированных бактрийцами и утративших свой язык.

Можно думать, что уже в первые века I тысячелетия н.э. Бактрия стала называться Тохаристаном (To-ho-lo китайских источников IV и последующих столетий), а ее население — тохарами. Мы уже ссылались на свидетельства античных авторов о тохарах, весьма интересны и сообщения индийских источников, где не упоминаются кушаны, но говорится о народе Tuskara, Tuara, Tukhara, Turuka и их царях. Следует иметь в виду, что название «тохары» пока не обнаружено ни в одном из собственно кушанских памятников.

Науке уже давно были известны кушанские монеты, легенды которых содержат титулатуру и имена божеств «на каком-то иранском языке». Открытие в Сурх-Котале (Северный Афганистан) большой надписи (25 строк), язык которой идентичен языку легенд кушанских монет, ознаменовало новый этап в изучении письменных памятников из Тохаристана. В.Б.Хеннинг определил язык древних насельников Бактрии как бактрийский, существовавший здесь задолго до появления кушан. Не исключено, что последние восприняли его в качестве официального письменного языка, так же как и бактрийскую письменность, созданную на основе греческой. Она сохранялась на территории Бактрии и много позже — до 30-х годов VII в. Сюань Цзан около 630 г. упоминал об употреблении в Тохаристане письма, состоящего из 25 букв (24 буквы греческого алфавита и одна дополнительная, введенная для передачи бактрийского s) и имеющего направление слева направо.

Кушаны, таким образом, восприняли достижения и традиции древнего оседлого населения Бактрии.

Образование империи. О продолжении кушанами традиций греко-бактрийцев свидетельствуют, в частности, кушанские монеты, напоминающие тетрадрахмы Евкратида и Гелиокла. Но постепенно все большее значение приобретают новые черты, что отразилось и в монетных эмиссиях. Один из утвердившихся в Бактрии правителей на монетах назван «Кушаном Гераем». I При нем гуйшуаньское (китайская транскрипция термина «кушанское») владение, возможно, заняло ведущее положение. «Хоу-Хань-шу» так повествует о его дальнейшей истории: «По прошествии с небольшим ста лет Гуйшуаньский князь Киоцзюкю покорил прочих четырех князей и объявил себя государем под названием Гуйшуаньского. Он начал воевать с Аньси, покорил Гаофу, уничтожил Пуду и Гибинь и овладел землями их».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9