Кушанская империя
История / Индия в древности / Индия в Кушано-гуптский период / Кушанская империя
Страница 7

Имя Канишки занимает особое место в буддийской традиции. С ним связывается не только ряд важнейших событий в истории этого вероучения, но и деятельность таких знаменитых буддийских ученых, философов и проповедников, как Ашвагхоша, Васумитра, Матричета и Нагарджуна. Повествования о Канишке, праведном буддисте, сохранились в индийской, тибетской и китайской традициях, а также в текстах из Центральной Азии на хотано-сакском, согдийском и уйгурском языках. Имя его было популярным и в более позднее время, что нашло отражение в труде ал-Беруни (Бируни), который следовал за некоторыми северобуддийскими сказаниями.

Все сведения о деятельности Канишки по распространению и укреплению буддизма восходят к буддийской традиции, поэтому естественно предположить, что многие факты такого рода не отражали реальных событий, а являлись легендарными преданиями (то же, как мы видели, было и с Ашокой, с которым буддийские предания Индии, Цейлона и ряда других стран связывали важные вехи в истории буддизма).

Согласно северобуддийской традиции сарвастивадинов, при Канишке был созван буддийский собор в Кашмире. Самые ранние сведения об этом содержатся у Парамартхи, который в своем сочинении о жизни Васубандху описывает собор как многолюдное собрание буддийских монахов, съехавшихся, чтобы отредактировать «Абхидхарму» сарвастивадинов. В связи с собором Парамартха говорит об Ашвагхоше и упоминает о создании «Махавибхаши» — своего рода энциклопедии доктрины сарвастивадинов. Более подробные данные приводит Сюань Цзан. Он рассказывает о разногласиях между буддийскими монахами различных направлений и о созыве Канишкой собора для преодоления этих разногласий. Руководителем собора Сюань Цзан называет Васумитру. Многие исследователи справедливо отмечают легендарный характер сообщений буддийских сочинений о соборе при Канишке и рассматривают их как результат позднейшей традиции.

На основании письменных источников, отражающих буддийскую традицию, ученые делали вывод, что буддизм при Канишке был государственной религией во всех областях империи, самого же царя объявляли праведным буддистом. Данные нумизматики и эпиграфики позволяют утверждать, что религиозная политика этого правителя отличалась большой терпимостью. Изображение Будды на монетах Канишки встречается весьма редко, на монетах его преемников его нет вообще. Вместе с тем на монетах широко представлены божества маздеистского (возможно, зороастрийского) пантеона, характерные для собственно Бактрии (например, Митра, Ахурамазда, Веретрагна, Хшатра), переднеазиатские (Нана и др.) и индийские божества1635. Хотя кушанская эпоха совпадала с периодом расцвета буддизма и буддийского искусства, со становлением махаяны и распространением буддизма в Центральной Азии, у нас нет достаточных оснований полагать, что буддизм был государственной религией всей державы Кушан, хотя в ряде областей он являлся господствующим религиозным течением. Судя по эпиграфическим и археологическим материалам, население разных областей империи продолжало следовать местным культам, различным религиозным доктринам. Вместе с тем совершенно очевидно, что при Канишке буддизм пользовался покровительством государства: не случайно, что изображение Будды встречается именно на монетах этого царя, хотя его скульптурные изображения появляются раньше.

При Канишке государство переживало расцвет культуры, отразивший сложные процессы взаимодействия и переплетения нескольких традиций, связанных с разными этническими группами и различными идеологическими, прежде всего религиозными, системами. Языком государственной канцелярии становится бактрийский, складывается бактрийская письменность, основанная на той разновидности греческого письма, которая применялась в Греко-Бактрийском царстве. Легенды на монетах постепенно перестают содержать греческие и индийские тексты на кхароштхи.

Судя по датированным эпиграфическим памятникам, Канишка царствовал в течение 23 лет (этим годом правления датируется его надпись, найденная недалеко от Матхуры).

Преемники Канишки. История Кушанской державы после Канишки известна фрагментарно. До сих пор не существует единого мнения даже о последовательности царствования кушанских правителей. Согласно одной из предложенных схем, кажущейся наиболее вероятной, эта последовательность такова: Васишка, Хувишка, Канишка II, Васудэва I, Канишка III, Васудэва II.

С именем Васишки связаны две надписи, датированные 24 и 28 гг. («эра Канишки»), что позволяет относить его правление приблизительно к середине II в. н.э. (принимая условно за начало «эры Канишки» первую четверть II в. н.э.). Одна надпись была обнаружена недалеко от Матхуры, другая — в Санчи; следовательно, можно определенно говорить о вхождении этих районов в его государство. Большой интерес представляет открытие пракритской надписи с упоминанием имени Васишки в Камре (недалеко от Чампбельпура, Пенджаб, Пакистан): в тексте (письмо кхароштхи) он назван Vajheka Guana, что соответствует Vasika Kuaa. Мнения исследователей, интерпретировавших надпись, различны: Б.Н.Мукерджи полагает, что она была составлена в 20 г. «эры Канишки» и указывает на соправительство Васишки и Канишки; К.В.Доббинс считает, что надпись была выбита в связи с рождением у Васишки сына Канишки; согласно же Ж.Фюссману, надпись относится ко времени Канишки II или Канишки III.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12