Брахманизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Брахманизм
Страница 4

Четыре периода жизни брахмана. Брахманы, создавая государственные, общественные, религиозные и другие формы народной жизни, облекая последнюю непреложными нормами и правилами, обязательными для царя на вершине и для поселянина на низу, для самих себя придумали определенные, достаточно строгие и крайне своеобразные правила. Анализ этих правил мог бы вскрыть много поучительного; мы коснемся их лишь вкратце и коснемся потому, что жизнь брахмана, как она установлена в брахманизме, еще и поныне в Индии признается идеалом жизни для каждого, ее совершенной формой; этой формы стараются следовать не только наиболее усердные из брахманов, но она среди более простого народа часто находит себе подражателей.

Вся жизнь брахмана разбита на четыре ясно определенные стадии, или разряды, а каждый его день, в частности, отмечен сложной рутиной церемоний, изучений и обязанностей. Существование брахмана в его религиозном освящении начинается не с момента рождения, но с момента его «посвящения» т. е. получения священного шнура по миновании детского возраста. Затем свою юность брахман должен провести, изучая наизусть веды у какого-либо из мудрых брахманов, поддерживая в его доме священный огонь и обслуживая своего наставника, собирая, между прочим, для него милостыню. Закончив свою длинную науку (в этот период брахман называется брахмачарин), он вступает во вторую стадию жизни, в роль и обязанности домохозяина (грихастха); он должен жениться, взрастить семейство (особенно давши свету сына), приобрести практическое знание жизни и выполнить свои обязанности гражданина. Закон строго и внимательно следит за поведением домохозяина и за каждым часом его жизни; указано, когда и что нужно есть, что пить, когда молиться, как хоронить мертвых, как встречать гостей, как готовить пищу, как относиться к женщинам — старшим, младшим и многое другое.

В третью стадию своей жизни брахман должен уходить в лес (отсюда ванапрастха, т. е. лесной отшельник) с женою или без нее; здесь он питается кореньями или плодами, «обуздывая свои страсти» и выполняя религиозные предписания с повышенной энергией. Брахману в этой стадии рекомендуется выполнять религиозные истязания: «Он {может валяться по] земле или стоять целый день на цыпочках, или же он должен по очереди вставать и садиться. В жаркое время он должен подвергать себя „жару пяти огней", в дождливый период он должен жить под открытым небом, а зимой носить мокрую одежду».

Четвертая стадия жизни брахмана являлась периодом аскетизма (санияси, т. е. аскет) или религиозного нищенства; сбросив с себя все оковы жизни, чуждый радости, горя, зависти, телесных нужд, равнодушный ко всем предметам, аскет должен стремиться к одной цели — достижению Высочайшего Брахмы, т. е. «слияния с божеством или вечного счастья и на этом свете и по смерти» Брахман в стадии аскета ел лишь только то, что получал милостыней, и притом не более одного раза в сутки.

Описанный идеальный образ жизни («четвертной священный закон брахмана») нельзя рассматривать как только религиозное утончение форм жизни или как «проповедь подвигов, интересную только теоретически». «Четвертной закон» являлся на страницах истории Индии той повелительной и заражающей вывеской, которой подражали не только избранные люди высокой касты, но и многие из народной массы, отвечая запросу своих темперамента, честолюбия, жадности и т. д. Закон нужно понять как исторический приказ, исполнение которого и ныне можно встретить на каждом шагу, как встречали его раньше наблюдатели Индии. Случаи из жизни Будды (да и сам он) в VI в. до н. э. показывают, как много брахманов в то время следовали правилам «четвертного закона». Три столетия спустя Мегасфен, греческий посланник при дворе Чандрагупты, встречает брахманов, живущих в лесах и ведущих споры о жизни и смерти по преимуществу. Китайские пилигримы вплоть до X в. н. э. свидетельствуют о существовании брахманского образа религиозной жизни. Хантер, хороший знаток брахманских колледжей, говорит, что жизнь и обстановка в них построены близко к идеалам «четвертного закона» и многие из учащихся становятся истинными ванапрастха, а потом и санияси. Наконец, те многие тысячи — даже миллионы — факиров, нищих, фокусников, святых, самоистязателей, народных бродяг и т. д., которыми кишит Индия и которые занимают столь видную позицию на ее народном ландшафте, являются производной от упомянутого закона, дополненного многоразличными влияниями социально-экономической среды.

Страницы: 1 2 3 4