Пословицы
Культура и общество / Этнографическая Индия / Пословицы
Страница 2

Много оценок получил в народной летописи кайястх. Он — человек чисел, он живет своим пером, в его доме даже кошка будет знать буквы. «Кайястх — натура ловкая, где нет тигров, он станет охотником». «Если кайястх станет ростовщиком, то из него выйдет самый бессердечный кредитор». К нему же относится такая поговорка: «Пьянство приходит к кайястху с молоком матери».

Несмотря на огромное преобладание в Индии земледельческого населения, пословиц, касающихся больших земледельческих каст, сравнительно немного. Хорошо обрисован разве лишь джат, типичный земледелец восточного Пенджаба и западных округов Соединенных Провинций. Народ говорит: «Найти доброе в джате — что долгоносика в камне»; «Он ваш друг, пока у вас в руках палка»; «Если он не может вас обидеть, он по крайней мере, проходя мимо вас, испортит воздух»; «Быть с ним любезным это все равно что дать меду обезьяне». Народная молва утверждает, что из-за экономии он придерживается братской полиандрии.

Кунби получил от народа не такую резкую оценку, как джат, но и на его долю выпали некоторые неприятные вещи. «Скорее можно вырастить на камне ползучее растение, чем сделать кунби верным другом». «Если он получил ячмень на глазу, он становится диким, как бык». «Он такой упрямый, что сажает колючие растения поперек тропинки».

Особенно отмечены обилием пословиц ремесленники и касты, находящиеся в услужении. О деревенском цирюльнике, который является также сватом, сводником, доктором и колдуном, говорится: «Среди людей самый фальшивый — цирюльник, среда птиц — ворона, среди водяных животных — черепаха»; «Бейте цирюльника по голове хоть башмаком, он не перестанет болтать»; «У цирюльника всюду прибыль и нигде риску»; «Если вы посмотрите четыре поколения, вы натолкнетесь на родственника цирюльника».

О сонаре (ювелире) народ говорит: «Не верь золотых дел мастеру, он — враг человека, и слово его не имеет цены»; «Если вы не видали тигра, посмотрите на кошку,— не видали вора, взгляните на сонара»; «Сонар лотов обокрасть свою мать и сестер, он способен выкрасть золото из носового кольца своей собственной жены»; «Если сонар не может украсть, его брюхо лопнет от тоски».

К горшечнику народ более снисходителен; он не упрекает его в бесчестии, но не прочь высмеять его простоватость. «Горшечник ежеминутно думает о своих горшках, и, если он поссорится со своей женой, он в утешение треплет осла за уши». «Если вы будете учтивы с горшечником, он перестанет вас уважать и откажется продать вам горшок». «Горшечник может спать .спокойно, никто не украдет его глину». «Он живет скупо: его домашняя посуда состоит из битых горшков». «В захудалой деревне и горшечник будет писарем».

Лохар (кузнец), как человек очень полезный в деревне, обрисован примирительными тонами: «Один удар кузнеца стоит сотни ударов ювелира». Но «Лохар плохой друг, он или сожжет вас огнем, или задушит дымом». «Его кузница всегда в полном беспорядке, словно в ней валялись ослы». «Он такой добряк, что и обезьяна выпросит у него пару ножных браслетов».

«Столяр думает только о дереве, а его жена ходит и говорит в такт с шумом рубанка». «Если столяр без дела, он начинает стругать заднюю часть своего друга».

«Маслобойщик, пока маслобойня в ходу, бездельничает, придумывая грязные истории»; «Его несчастный бычок всегда слепой и идет версту за верстой, не продвигаясь вперед»; «Жена маслобойщика экономит масло по капле, продавая фальшивыми кружками, а дочка строит из себя барышню и не знает, что такое жмых»

Во всех частях Индии тупоумие ткача, особенно мусульманина (джулаха), является главным содержанием пословиц. «Если у ткача завелся горшок с зерном, он считает себя раджей». «Если соберутся восемь джулаха, а будет девять хукк, они передерутся из-за лишней хукки». «Если компания в 12 человек благополучно перешла вброд через реку, ткач насчитает только 11, забывая просчитать себя, и решит, что он умер и похоронен». «Джулаха сядет в лодку и, забыв поднять якорь, проработает веслом всю ночь; застав себя к утру на том же месте у своей деревни, он сочтет, что она последовала за ним в его странствовании, питая к нему особые симпатии». «Джулаха слушает чтение Корана и заливается горькими слезами, на вопрос, какое место его особенно тронуло, он отвечает: борода муллы тряслась совсем так, как у моего любимого козла, которого я потерял». «Ткач не знает приличий, он может позволить себе непристойные шутки с матерью или сестрой, а его жена может таскать отца за бороду».

Страницы: 1 2 3 4 5