Кастовая система и ее функционирование
История / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционирование
Страница 9

Иерархия занятий в кастовом мышлении в значительной степени совпадает с европейскими представлениями о престижности тех или иных видов труда. Работа по управлению и вообще умственный труд выше физического. Чем труд тяжелее и грязнее, тем он ниже. Земледелие — довольно уважаемое занятие, но не как труд на полях, а как ведение хозяйства. Вспашка земли считается оскверняющим занятием, пересадка рисовой рассады — работа очень тяжелая и чрезвычайно грязная — чуть ли не специально предназначена для женщин из неприкасаемых каст.

Относительность «чистоты» занятия как ценности заключается в том, помимо прочего, что ее правила претерпевают трансформацию с изменениями условий жизни и представлений о престижности. Например, работать по найму непочетно, но трудиться на современном автоматизированном заводе почетно, и брахманы охотно становятся квалифицированными рабочими. Вспахивать землю плохо, но пахать, сидя на тракторе, хорошо, и хозяин поля не откажет себе в этом удовольствии, если, конечно, у него есть трактор.

Столь же относительно понимание и «чистого» образа жизни. Вообще-то известно, что такое добродетельный образ жизни. Выше та каста, члены которой не употребляют вина, придерживаются вегетарианства, носят шнур дваждырожденного, имеют обыкновение носить верхнюю одежду, запрещают вдовам вторично выходить замуж, выдают девочек замуж в раннем возрасте. Эту «брахманскую модель» считают образцом 80 или 90% индусов. Вместе с тем достаточно высоким и в этом смысле «чистым», престижным считается и «образ жизни кшатрия», допускающий употребление мяса и вина. В ряде мест «референтной группой», т. е. группой, на которую ориентируются все остальные, выступает более или менее высокая каста, следующая другим, в какой-то мере отличным обычаям.

Динамика кастовой системы. Абсолютные и относительные кастовые ценности помогают индусу разбираться в сложной социальной жизни, определять, кто выше, кто ниже. Они используются и в борьбе за статус. Кастовая система подобна асфальтовой реке: она движется, оставаясь в каждый данный момент как бы неподвижной. Рассмотрим несколько вариантов кастовой динамики.

1. Наиболее изученной формой является разделение каст. Группа, обособившаяся от остальных членов касты по нюансам в профессии, по религиозному толку, по форме одежды, обряда или просто отдалившаяся географически, имеет тенденцию отделиться от материнской джати и образовать собственную. Этот процесс долгое время был основным в кастовой системе, в результате число каст все время росло и достигло, как уже говорилось, то ли 3, то ли 15 тыс.

2. Происходило и слияние каст. Этот процесс прослежен только на материале последних веков. Сейчас он связан прежде всего с развитием представительных институтов, борьбой за голоса избирателей, когда численность той или иной касты получила особое значение. Однако и в Средние века иногда создавались ситуации, когда каста была заинтересована увеличить свою численность за счет включения в свой состав другой касты или племени. Например, в Гуджарате социально доминировавшие раджпуты (которые считают себя кшатриями) в ХУП-ХУШ вв. осознали, что они могут потерять свои позиции из-за малочисленности. И они выдвинули легенду, что многочисленное отсталое племя коли — это тоже, в сущности, кшатрии, поскольку они воинственны и когда-то имели свои княжества. Все же, видимо, процесс фрагментации каст в Средние века преобладал над случаями их слияния.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11