Кастовая система и ее функционирование
История / Средневековая Индия / Индусский период средних веков / Кастовая система и ее функционирование
Страница 8

Власть, возможность распоряжаться, собирать с населения подати, ценится очень высоко, но она немыслима без владения землей и «независимости». Здесь речь идет о политической власти династии, клана в государстве (княжестве). Отблеск величия правящего клана падает на всю касту, к которой он принадлежит. Помимо раджпутов, чье место в кастовой системе прямо связано с завоеванием ими политической власти в Северной Индии в УШ-Х вв., можно сослаться на раджгондов, образующих отдельную, довольно высокую касту, поскольку их предки когда-то владели княжествами в Центральной Индии.

Под властью понимается и доминирование в деревне, в деревенском панчаяте (совете), возможность практически бесконтрольно действовать в пределах селения или общины.

Образование в самом широком значении слова — от знания священных текстов до университетского диплома — весьма важный показатель статуса той или иной касты. Тем не менее только образование, если его получит член касты, не имеющей земли и занимающей зависимое положение, не даст касте почти ничего для повышения социального статуса.

Что касается богатства, то уже из перечисленных кастовых ценностей ясно — имеется в виду богатство «в чистом виде», т. е. обладание движимым имуществом. Этот фактор абсолютен: кастовое сознание его никогда не игнорирует, но влияет он не прямо, а опосредованно, когда богатство вложено в землю, в достижение власти или в образование.

Один из наиболее видных социологов, Л. Дюмон, не отрицая влияния богатства и власти на престиж касты, считает, что изначальный статус этим влиянием не определяется, что ритуальные принципы иерархии подчиняют себе все другие. Кто бы ни распоряжался властью и богатством, иерархия начинается с брахмана, а он освящает власть кшатрия. «С самых ранних времен отношения между брахманом и Царем, т. е. кшатрием, незыблемы». «Основы кастовой системы коренятся в старых отношениях между жрецом и царем, зафиксированных в брахманских текстах». Это яркий пример того, что в социологии касты книжные данные до сих пор доминируют над полевыми, брахманская традиция завораживает не только индийцев, но даже современных европейских исследователей.

Очевидно, что в древних книгах зафиксирована лишь брахманская версия взаимоотношений брахманов и кшатриев. Эти тексты — памятники истории мысли, а не истории политических и социальных институтов. На деле реальная власть имела гораздо большее значение, чем необходимость ее узаконения. Как говорилось, она нередко попадала в руки некшатриев, которые вследствие этого со временем получали кшатрийский статус. Во многих районах Южной Индии кшатриев вообще не было, тем не менее кастовая система функционировала.

Если порядок нашего перечня абсолютных кастовых ценностей верен, то из него вытекает важный вывод: система кастовых ценностей совпадает с основными феодальными ценностями, кастовая система является разновидностью феодальной организации общества.

К относительным кастовым ценностям мы причисляем две группы показателей: «чистоту» занятия и «чистоту» образа жизни.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11