Политический и социально-экономический строй Могольской державы
История / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Политический и социально-экономический строй Могольской державы
Страница 6

Эта таблица рисует, конечно, весьма приблизительную картину. Правящий слой определен по размеру имперской армии в период наибольшего ее расширения (250 тыс. человек), умноженному на 4 (примерная численность семей). Здесь не учтен размер армий вассальных князей. Деление на производительное и непроизводительное население городов (примерно пополам) не опирается на какие-либо имеющиеся цифры и исходит лишь из имеющихся описаний городской жизни. Деление сельского населения, как уже говорилось, базируется на статистических данных XIX в., которые, естественно, не могут быть приняты без оговорок для XVI в. Однако величина слоя полноправных общинников (17 %), высчитанная поданным XIX в., находит определенное подтверждение в данных XVI в. Если принять, что численность военных отрядов заминдаров (напомним: 4,5 млн) — это и есть численность заминдаров (поскольку весьма вероятно, что каждый мужчина в соответствующих кастах был воином), и умножить это число на 4 (численность семей), мы получим примерно ту же цифру в 17 млн, или 17 %. Это позволяет считать, что и остальные проценты распределения сельских жителей по категориям не лишены смысла.

Надо еще специально остановиться на социальном положении торговцев и ремесленников. Торговцы обладали известными возможностями для защиты своих интересов, так как имели свои кастовые или иные профессиональные организации, обладали денежными средствами, позволявшими обеспечивать благосклонность вельмож на всех уровнях власти. Однако общая ситуация отсутствия правовой защиты подданных делала все эти возможности проблематичными. Мы имеем противоречивые сведения о социальном положении купцов. Многие путешественники многократно повторяют, что купцы не были защищены от произвола вельмож, что их нередко просто грабили, что они боялись демонстрировать свое богатство, нарочито ходили в рубище и жили в непритязательных домах. Другие свидетельствуют, что купцы жили роскошно, устраивали пышные свадьбы своих детей, продолжавшиеся несколько дней, имели такие же дома, как и знатные люди. Иными словами, своего богатства не прятали, его демонстрировали. По-видимому, в реальной жизни встречалось и то и другое. Некоторые купцы, имевшие, возможно, сильных покровителей, могли считать, что им нечего опасаться; другие же считали, что им надо заботиться о своей безопасности.

Что касается ремесленников, то их положение было однозначно приниженным и беспросветным. Сведения о богатых ремесленниках встречаются в источниках, но очень редко. Их низкое кастовое положение в индусском обществе, презрительное отношение к ним в среде господствующего класса и эксплуатация их торговым капиталом приводили к тому, что индийский ремесленник, как правило, был нищ, забит и часто закабален долгами.

Экономика

Основой экономики служило сельское хозяйство. Крестьянские хозяйства, принадлежавшие полноправным общинникам или их арендаторам, абсолютно преобладали. В то время земли, пригодной для обработки, все еще было много. Основной экономической проблемой, которой неустанно занимались власти на всех уровнях, было расширение запашки. С этим были связаны и упоминавшаяся выше обязанность землевладельцев обеспечить обработку всех их земель и другие меры правительства по привлечению земледельцев на земли. Вместе с тем не уделялось никакого внимания вопросам усовершенствования методов земледелия и орудий труда. Впрочем, некоторые меры по интенсификации производства, если они прямо вели к увеличению налогов, предпринимались. Это относится прежде всего к орошению, а также к расширению выращивания товарных культур.

Сельское хозяйство было в основном натуральным, однако его никоим образом не следует считать абсолютно замкнутым. Как мы увидим впоследствии, при описании общинной системы обмена продуктами и услугами (системы джаджмани), даже она не могла существовать без постоянных связей с рынком. Рынок металлов, соли, тканей, растительного масла существовал с глубокой древности. Значительная торговля в сельской местности имела своим центром обычно базар, расположенный в центре широкой общины. Этот центр воспринимался как маленький город и носил специальное название касаба. Автор «Табакат-и Акбари» утверждает, что в империи Акбара насчитывалось 3200 касаба, каждый из которых служил центром для 100—1000 деревень. Среди жителей касаба упоминаются земледельцы, цирюльники, маслобойщики, плотники, кузнецы, горшечники, ювелиры, портные, набойщики. На базарах, проводившихся в таких маленьких городках, местные жители обменивались своими продуктами и могли купить необходимые им товары. Списки продававшихся там товаров показывают, что сельские рынки были связаны в определенной мере с более широкими рынками, областными или даже дальними, однако все же сохранялся определенный разрыв между сельской и городской торговлей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10