Индийская сельская община
История / Средневековая Индия / Период Могольской империи / Индийская сельская община
Страница 5

Списки «штата деревенских служащих», встречающиеся в источниках Средневековья и Нового времени, отличаются значительным единообразием и позволяют установить тот круг потребностей, который общинники считали необходимым удовлетворять именно при помощи зтой системы, без посредства рынка, какого рода специалистов они хотели всегда иметь «под рукой». Система джаджмани должна была обеспечить:

1) самоуправление. В Средние века среди служащих, обеспечиваемых общиной, появляются староста, писец, помощники старосты и писца, стражники;

2) сельскохозяйственное производство, поэтому в систему почти неизменно включаются кузнец и плотник, изготовляющие плуги и ремонтирующие их; гончар и кожевенник, изготовляющие кувшины и кожаные ведра для водоподъемных устройств, сельские работники из неприкасаемых каст;

3) минимально приемлемый уровень бытового обслуживания — те же гончар и кожевенник, а также медник в их функции изготовления посуды и упряжи; цирюльник и прачка; интересно, что в Средние века столь же необходимым представлялось присутствие в деревне золотых дел мастера, ювелира;

4) ритуальное обслуживание. Здесь надо указать не только на брахмана-жреца и брахмана-астролога, но и вновь вспомнить упомянутых цирюльника и прачку, а также уборщика, поскольку они освобождали представителей «чистых» каст от ритуального осквернения, связанного со стиркой белья, стрижкой-бритьем и уборкой нечистот. Все упомянутые специалисты получают традиционные выплаты только за те работы, которые почитаются необходимыми. Если же общинник заказывает предмет длительного пользования (дом, повозку) или же предмет роскоши, он расплачивается с ремесленником отдельно.

Крайне важно для понимания системы то, что ткачи и маслобойщики, выжимавшие масло из семян, а также кондитеры (представители всех этих каст нередко проживали в тех же деревнях) в систему джаджмани почти никогда не входили. Это означает, что их продукция не считалась насущно необходимой и приобреталась через рыночные отношения.

Другое весьма важное наблюдение: в систему входят те ремесленники, которые работают на несельскохозяйственном сырье, те же, кто обрабатывают сельскохозяйственное сырье, в нее не входят. Другими словами, система предполагает продажу зерна, хлопка и маслосемян и покупку металла, соли, тканей и растительного масла.

Итак, система джаджмани имеет целью не полную натуральность общинного производства, а ограничение связей с рынком, сведение этих связей к приемлемому для общины уровню. Система джаджмани не блокировала развитие товарных отношений, хотя, безусловно, затрудняла их развитие выше некоторого уровня.

В большинстве ранних описаний системы джаджмани подчеркивается взаимность обслуживания, особенно между членами низких каст. Однако, несомненно то, что система джаджмани возникла и расширялась в интересах прежде всего верхнего слоя общины. Именно их хозяйственное, бытовое и ритуальное обслуживание было целью всей системы.

Еще одной характерной чертой индийской общины была неопределенность ее территории. В качестве землевладельца община охватывала территорию, которой владел данный коллектив доминирующей касты. Это могли быть квартал деревни, вся деревня, несколько кварталов в разных деревнях, несколько деревень. Касты, имевшие клановое устройство (джаты, раджпуты), владели целыми округами, образовывали макрообщины, имевшие многоступенчатую внутреннюю структуру из более мелких общин. Каждая из ступеней имела свое самоуправление и выполняла часть общинных функций.

Система джаджмани не была строго привязана к этим общинам. Круги джаджманов, пользующихся услугами тех или иных кузнецов, не совпадали с кругами, пользующимися услугами плотников, кожевенников и т. п., а, кроме того, могли выходить за пределы территории владельческих общин. Все это создавало сложную ткань общинных отношений, простиравшуюся на десятки километров и, главное, не имевшую четких границ.

Наконец, тесная связь территориально-общинной и кастовой организаций обеспечивала исключительную прочность, устойчивость индийской сельской общины. Взаимодействие вертикальных социальных связей разных каст на некоторой ограниченной территории и горизонтальных связей людей каждой из каст со своими сокастниками, простиравшихся на целые регионы, историко-культурные области, создавало необычайно прочную социальную ткань, которую не могли разорвать ни налоговый гнет, ни развитие товарных отношений, ни даже уничтожение тех или иных отдельных локальных общин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7