Индия в Магадхско-Маурийскую эпоху
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпоху
Страница 32

КУЛЬТУРА ЭПОХИ МАУРЬЕВ.

Распространение Магадхско-маурийский период был пе-письменности риодом высокого развития культуры.

Судя по надписям Ашоки, обнаруженным во многих районах Индии, а также на территории современного Афганистана, письменность начиная уже с III в. до н. э. получила довольно широкое распространение. Однако она, безусловно, существовала и за несколько столетий до этого. Во многих буддийских сочинениях рассказывается об обмене письмами, о записях царских указов, о писцах и обучении в школах искусства письму наряду с арифметикой.

В грамматике Панини встречаются специальные термины для обозначения письма, писцов, упоминается о греческом письме. Надписи Ашоки были написаны письмом брахми, арамейским, греческим и письмом кхароштхи, возникшим из арамейского под влиянием брахми. Большинство же надписей было выполнено письмом брахми. По сообщению Неарха, древние индийцы в период похода Александра в Индию писали на хлопчатобумажной ткани. Можно предполагать, что обычно материалом для письма служили пальмовые листья, но из-за влажного климата эти письменные памятники до настоящего времени не сохранились. Единственные свидетели письменного искусства той эпохи — выбитые на скалах, колоннах и пещерах эдикты Ашоки. К III в. до н. э. брахми было уже системой письма, прошедшей длительное развитие.

Среди ученых до сих пор нет единого мнения о происхождении письма брахми. Его связывали с письмом Хараппской цивилизации, с семитским письмом, с южноарабским и даже греческим. Надписи II в. до н. э. свидетельствуют о существовании в это время нескольких вариантов брахми. В буддийском сочинении «Лалитавистара», повествующем о жизни Будды и относящемся к началу нашей эры, упоминается о 64 вариантах письменности — местных индийских и иноземных. Эдикты Ашоки адресовались не только государственным чиновникам, но и простым людям — представителям различных социальных групп, которые должны были уметь читать эти указы. Значительное число надписей II—I вв. до н. э. имеет посвятительный характер — это своего рода регистрации даров буддийской общине. Надписи делались от имени торговцев, буддийских монахов, ремесленников и т. д. Все это позволяет говорить о широком знакомстве древних индийцев с письменностью в III—I вв. до н. э. В то же время следует иметь в виду, что система образования в древней Индии была основана на устной традиции, на заучивании священных текстов, которые передавались из поколения в поколение.

Страницы: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38