Индия в Магадхско-Маурийскую эпоху
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Магадхско-Маурийскую эпоху
Страница 36

Другая существенная черта всех выдвигавшихся шраманами доктрин состояла в том, что в них глубоко ставились проблемы этики. Отвергая традиционный варновый уклад жизни, провозглашенный и детализированный в ведийской литературе, они должны были по-новому подойти к вопросу о месте человека в природе и обществе, его назначении. Интенсивность теоретических усилий в этом направлении была неодинаковой в различных реформационных школах. Однако несомненно, что тщательная разработка этической проблематики в джайнизме и буддизме не была специфической чертой только этих двух движений, она выражала собой поиски новых норм поведения, характерных для всех «неортодоксальных» учений того периода. Подробная информация кислотная промывка котла у нас.

Социальный облик шраманских аскетических общин представляет собой знаменательное в истории Индии явление. Сами по себе шраманы-учителя не провозглашали какой-либо социальной программы, но многие их идеи, особенно непримиримая оппозиционость к «брахманской Индии», делали их потенциальными союзниками правителей древнеиндийских государств в борьбе с племенной раздробленностью, которая освящалась учением брахманизма. Процесс централизации в политической жизни Индии не случайно совпал по времени с объединительными тенденциями в духовной жизни: на смену множеству отдельных учителей приходит несколько школ, пользовавшихся общеиндийским признанием.

Некоторые школы не имели общеиндийского значения, но все они оказали немалое влияние на развитие идей и представлений как этой, так и последующих эпох. Буддийская традиция называет имена шести «еретических» учителей, с которыми буддисты вели жаркие споры. Среди них и создатели двух важнейших религиозно-философских течений — джайнизма и адживикизма.

Джайнизм Наиболее ранней неортодоксальной реи его учение лигией Индии явился джайнизм. Время зарождения и имя создателя новой веры сохранила нам древняя традиция. Им был Вардхамана, кшатрий из Видехи (современный Бихар), живший в VI в. до н. э. В возрасте 28 лет он покинул отчий дом, удалился в лес и предался аскетизму и раздумьям. (Связь умерщвления плоти и выражаемой таким путем отрешенности от обычных людских интересов со способностью человека к умственному сосредоточению представлялась древнему индийцу самоочевидной.) После 12 лет подвижничества у него выкристаллизовались положения нового учения. Впоследствии он проповедовал в различных частях Индии и собрал вокруг себя множество учеников. Вардхамана прожил, по традиции, более 80 лет. Первоначально его учение утвердилось только в Бихаре, где у него были влиятельные покровители; позднее очаги этого учения возникли в самых отдаленных районах Индии. Основателя стали называть Махавира (великий герой) или Джина (победитель); этими почетными титулами нередко величали особо почитаемых религиозных учителей (от последнего эпитета пошло и название учения — джайнизм, т. е. связанное с Джиной). К непосредственным носителям новой религии, которые вели монашеский образ жизни, прибавились многочисленные миряне, т. е. светские ее приверженцы, не отказывавшиеся от имущества и семьи, но соблюдавшие определенные, выработанные джайнизмом ритуалы. С течением времени джайнизм превращается в существенный фактор не только культурной, но и социальной жизни Индии1.

Страницы: 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42