Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической истории
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической истории
Страница 20

Школы Махаяны Наиболее известными махаянистскими школами в первые века нашей эры были мадхьямики и йога чары. Создателями учения мадхья-миков можно считать выдающихся философов Нагарджуну и Арьядеву, которые жили в первые века нашей эры. Возможно, Нагарджуна жил даже во II в. н. э. В это время уясе существовали махаянские сочинения, на них ссылается в своих трудах Нагарджуна.

В основе доктрины мадхьямиков лежит учение о шуньяте (дословно «пустота»), поэтому эта школа часто называется шуньявада. Согласно Нагарджуне, все существующее, как материальное, так и духовное, нереально. Но вместе с тем шунья — это не просто отрицание, а отрицание несущности, полное отсутствие дуальности. Шунья имела, таким образом, не негативный, а позитивный смысл. Мадхьямики защищали тезис об отсутствии противопоставления нирваны и сансары. Они учили, что после прохождения всех парамит, достигнув высшего уровня духовного совершенства, объект уже не отличается от субъекта, нирвана — от мира, а существование — от несуществования. Буддийская доктрина, дхарма Будды также объявлялась шуньей. В истории буддизма учение На-гарджуны — одно из самых значительных явлений; оно оказало большое влияние на развитие не только идей Махаяны, но и религиозно-философской мысли древней и раннесредне-вековой Индии в целом.

Создателями учения йогачаров считаются Асанга и Васу-бандху (IV—V вв. н. э.). Эта школа признавала реальным только сознание, а весь материальный мир — нереальной иллюзией. Поэтому основное внимание в своих сочинениях фи-лософы-йогачары уделяли сознанию и методам совершенствования мыслительных способностей человека.

Махаяна (особенно школа мадхьямиков) получила широкое распространение во многих странах Азии, в основном на Дальнем Востоке. Она легко уживалась с местными верованиями и вбирала в себя локальные культы. В самой же Индии в гуптскую эпоху влияние буддизма заметно падает.

Упадок буддизма. Несмотря на распространение идей Индуизм Махаяны в первые века нашей эры и развитие хинаянских и махаянских философских школ, буддизм в гуптскую и особенно послегупт-скую эпоху утрачивает свое влияние. Фактически наступает упадок буддизма на его родине. В записках китайских путешественников рассказывается о заброшенных монастырях, а в литературных сочинениях гуптской эпохи с осуждением говорится о буддийских монахах. Судя по имеющимся сведениям, гуптские цари были последователями вишнуизма и шиваизма, хотя придерживались, очевидно, и политики религиозной терпимости. Постепенно центром буддизма становятся Северо-Западная Индия и Кашмир. В Гангской долине все большее значение приобретает вишнуизм и шиваизм.

Упадок буддизма совпал с другим важнейшим событием в истории индийской религии и культуры — возрождением индуизма, хотя фактически многие черты этого учения и связанного с ним культа никогда не исчезали. Исключительная легкость, с которой индуистская традиция впитывала отдельные местные культы, философия, допускавшая одновременное существование многочисленных интерпретаций в виде фактически независимых друг от друга школ, сохранение и развитие традиционных социальных институтов страны (это касается в первую очередь защиты варновой системы) — все это в конечном итоге сделало индуизм, этот своеобразный религиозный синтез, более приемлемым для самых различных слоев населения, чем реформационные направления. К началу средних веков буддизм Хинаяны фактически исчезает в Индии, становясь основной религией Шри Ланки, а позднее и ряда областей Юго-Восточной Азии. «Северный» вариант буддизма (Махаяна) сохранял в течение ряда веков еще определенное влияние в стране, но постепенно как в мифологии, так и в культе он сближался с индуизмом. Индуизм оказывал все большее влияние на буддизм, в буддийских монастырях появляются даже изображения индуистских божеств. Интересно, что Будда был объявлен одним из воплощений бога Вишну. К УШ-1Х вв. индуизм фактически ассимилирует все собственно индийские направления Махаяны.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26