Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической истории
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Древняя Индия. История и культура / Индия в Кушано-Гуптский период. Этапы политической истории
Страница 21

Но и «ортодоксальный» брахманизм претерпел значительные изменения к гуптской эпохе. Старые божества утратили популярность, безнадежно устаревшим и излишне сложным выглядел и ритуал, предписанный текстами Вед и Брахман. Вместе с тем религиозно-философские концепции Упанишад и Бхагавадгиты создавали возможность для включения местных культов и верований в освященную веками брахманистскую традицию.

Формирование системы, получившей единое название «индуизм» только много веков спустя, когда с приходом арабов понадобилось дать всей этой группе культов обобщающее обозначение, началось задолго до гуптской эпохи и было связано с первыми попытками примирить мифологию брахманизма с местными верованиями доарийских племен (прежде всего дравидийских).

Вишнуизм Первое из двух главных направлений индуизма — вишнуизм возник еще в маурийскую эпоху, но значительное распространение получил в гуптский период. Главное божество Вишну в ранних текстах выступает под именем Нараяна. Очевидно, это было божество доарийских племен Северной Индии. Уже тексты Брахман называют его могущественным богом и ставят иногда даже выше поздневедийского «творца Вселенной» Праджапати.

Позднее Нараяна отождествляется с Вишну — одним из ведийских вариантов солнечного божества. Имя бога Вишну, судя по всему, также аборигенного происхождения.

6 дальнейшем этот двойственный образ упоминается уже исключительно под именем Вишну, а религиозное течение, объявляющее его верховным божеством, получает название вишнуизма.

Необыкновенная популярность вишнуизма в Индии объяснялась в значительной мере поистине уникальной способностью этой ветви индуизма ассимилировать различные местные верования и культы. Это осуществлялось с помощью разработанной системы вьюх и аватар. Суть понятия «вьюха» состоит в том, что всемогущее божество Нараяна-Вишну последовательно раскрывает себя в четырех различных формах; с Вишну, таким образом, слились еще несколько популярных местных божеств, среди них едва ли не заслоняющий Нараяну в последующей литературе Васудэва. Многие атрибуты средневекового Вишну восходят именно к Васу-дэве, он связан с божественной птицей Гарудой. С культом Васудэвы, а затем и Вишну был соотнесен и культ Санкар-шаны, которому поклонялись некоторые земледельческие племена.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27