Индивид и социум на средневековом Западе
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Индивид и социум на средневековом Западе
Страница 138

Генерализации типа «открытия мира и человека» в эпоху Ренессанса оказались несостоятельными. Э.Жильсон превосходно показал это на примере Абеляра и Элоизы36. Но они оставались все же скорее исключением из общего правила. Теперь же делается все более ясным, что эти выдающиеся личности были вовсе не исключением, но индивидуальностями, в которых доведена до предела некоторая более общая тенденция. Напряженный конфликт между господствующей установкой на смирение и анонимность, с одной стороны, и честолюбивым стремлением все возрастающего числа авторов и художников оставить по себе память «ныне и присно» – с другой, по-видимому, с течением времени обострился. Современники Абеляра и Сугерия чаще были склонны задумываться над самими собой и своим творчеством и располагали большими возможностями для саморефлексии и самооценки, чем их предшественники. Однако средства выражения собственного Я оставались ограниченными. Личностное ядро было окутано топосами, литературными клише и сковано традицией, из которой заимствовались общеобязательные образцы, сужавшие для автора поле выражения своей индивидуальности. Уникальность личности, ее несходство с другими воспринимались как нечто греховное и ненормальное, в ней приходилось каяться, даже если автор втайне ею гордился. И в результате его подлинное Я ускользает от нашего взора.

Примечания

*Существенное ограничение моих возможностей обсуждать подобные сюжеты состоит также в том, что постигшая меня несколько лет назад окончательная утрата зрения исключила мое непосредственное общение с источниками по истории искусства.

1Claussen P. С. Fruher Kunstlerstolz. Mittelalterliche Signaturen als Quelle der Kunstsoziologie // Bauwerk und Bildwerk im Hochmittelalter. Anschauliche Beitrage zur Kultus- und Sozialgeschichte / Hrsg. K. Clausberg, D.Kimpel, R.Suckale u.a. Giessen, 1989. S. 7-33; idem. Kunstlerschriften // Ornamenta Ecclesiae. Kunst und Kunstler der Romanik. Koln. Bd. 1. S. 263-276; idem. Magistri Doctissimi Romani. Die romischen Marmorkunstler des Mittelalters // Forschungen zur Kunstgeschichte und christliche Archaologie. Bd. 14. Stuttgart, 1987; idem. Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Kunstler uber sich selbst // Der Kunstler uber sich in seinem Werk. Internationales Symposium der Bibliotheca Hertziana. Rom, 1989 / Hrsg. Matthias Winner. Berlin, 1992; idem. Nikolaus von Verdun. Uber Antiken- und Naturstudium am Dreikonigschrein // Ornamenta Ecclesiae. Kunst und Kunstler der Romanik in Koln / Hrsg. Anton Legner. Koln, 1985. Bd. 2. S. 447-456; idem. Kathedralgotik und Anonymitat П30-1250 // Beitrage zur mittelaterlichen Kunst. G.Schmidt zum 70. Geburtstag.

195

(Wiener Jahrbuch fur Kunstgeschichte. Bd. 46/47), 1993-1994. Я благодарен профессору П.К.Клауссену за предоставленную мне возможность ознакомиться с его исследованиями.

Страницы: 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144