Индивид и социум на средневековом Западе
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Индивид и социум на средневековом Западе
Страница 139

2 Все приведенные примеры можно найти в работе: Castelnuovo E. L'artista // L'uomo medievale / a cura di J.Le Goff. Roma; Bari, 1987. P. 244- 253. При подготовке окончательного текста этой главы неоценимую помощь оказала мне С.И.Лучицкая, за что я ей чрезвычайно признателен.

3Claussen Р . С . Fruher Kunstlerstolz. Mittelalterliche Signaturen als Quelle der Kunstsoziologie. S. 10.

4Claussen P.C. Fruher Kunstlerstolz… S. 11 – 12, 14.

5Castelnuovo E. L'artista // L'uomo medievale. P. 256.

6Claussen Р . С . Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Kunstler uber sich selbst. S. 31.

7Claussen Р . С . Magistri Doctissimi Romani. Die romischen Marmorkunstler des Mittelalters.

8Claussen P.C. Kathedralgotik und Anonymitat 1130-1250.

9Shetelig H. Classical Impulses in Scandinavian Art from the Migration Period to the Viking Age. Oslo, 1949. P. 105 ff.

10Brate E. Svenska runristare. Stockholm, 1926; Мельникова Е . А . Скандинавские рунические надписи. M., 1977. С. 15 cл.

11 В частности, Г. Бём пишет об «отказе от портрета» в современном модернистском искусстве. Б.Ройденбах обращает внимание на некоторые средневековые портреты, целью создания которых вовсе не было раскрытие индивидуальности. Boehm G. Pragnanz. Zur Frage bildnischer Individualitat // G.Boehm, E.Rudolph (Hrsg.) Individuum. Probleme der Individualitat in Kunst, Philosophie und Wissenshaft. Stuttgart, 1994; Reudenbach B. Individuum ohne Bildnis? Zum Problem der kunstlerischen Ausdrucksformen von Individualitat im Mittelalter // Individuum und Individualitat im Mittelalter / Hrsg. J.A.Aertsen, A.Speer. Berlin, N.Y., 1996. S. 807-818.

12Reudenbach B. Individuum ohne Bildnis?…

13 Работа Б.Ройденбаха увидела свет уже после появления первого варианта моей книги. Немецкий искусствовед, по-видимому, удовольствовался прочтением только тех страниц моего труда, где я пишу о несомненном сходстве портретов шестидесяти монахинь, и несколько поспешно умозаключил, что я вообще отрицаю существование личности и индивидуальности в изучаемую эпоху. Столь же поверхностное утверждение содержится и во вступительной статье к сборнику, в котором напечатано и исследование Рой-денбаха (Individuum und Individualitat im Mittelalter. Hrsg. J.A.Aertsen, A.Speer. Berlin, N.Y., 1996.). Прояви мои высокочтимые коллеги чуть больше терпения и внимания, они бы с легкостью могли убедиться в прямой противоположности моей концепции личности на средневековом Западе тому, что они мне приписывают.

14Claussen Р . С . Nachrichten von den Antipoden oder der mittelalterliche Kunstler uber sich selbst. S. 22.

15Castelnuovo E. Op. cit. P. 254.

16Claussen Р . С . Nachrichten von den Antipoden… S. 22.

196

17 Ibid. S. 23.

18 Хранится в государственной библиотеке г. Мюнхена. Hamann R. Geschichte der Kunst. Berlin, 1959. Bd. 2. S. 223.

19Castelnuovo E. L'artista… P. 244-253.

20Claussen Р . С Nachrichten von den Antipoden… S. 29.

21 Это изображение было подарено Фридрихом Барбароссой своему дяде – графу Отто Каппенбергскому: Benton J.F. Culture, Power and Personality in Medieval France / Ed. by Thomas N. Bisson. P. 339.

22Korner H. Individuum und Gruppe. Fragen nach der Signifikanz im Grabbild des 13. Jahrhunderts // Die Reprasentation der Gruppe. Texte. Bilder. Objekte / Hg. O.G.Oexle; A.von Hulsen-Esch. Gottingen, 1998. S. 117.

Страницы: 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145