Ведизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Ведизм
Страница 5

Сати. Наиболее диким актом отношения к женщине является сати (от санкскритского слова за, что значит «существующая», «настоящая», «хорошая», а в переносном смысле «преданная жена»), т. е. добровольное сожжение вдовы после смерти мужа. Усилиями англичан оно было прекращено в 30-х годах прошлого столетия, женщину перестали сжигать, т. е. физически ныне она не умирает, но граждански и нравственно вдова в Индии и теперь является «существом умершим». Вопрос о происхождении сати, пустившего столь глубокие корни в жизни Индии, не решен еще удовлетворительно.

Большинство ученых держится мнения, что сати ведет свое начало от более древнего и более дикого обычая насильственного погребения жен и невольниц при похоронах вождя. Этот обычай господствовал среди многих племен Центральной и Западной Индии и даже в Восточной Европе, где он получил название скифского. Несомненно, этот обычай и был занесен в Индию ранними иммигрантами. Но вопрос какими? На это проливает некоторый свет погребальный обычай, как он описан в ведах.

Из пяти гимнов, посвященных погребальному ритуалу, мы узнаем, что хотя обычай погребения в земле иногда практиковался в ведийское время, но сожжение было уже более обычной манерой похорон. Можно даже подметить по тексту ритуала п гимнов, как стихи, созданные на случай погребения в земле, были потом дополнены или изменены под давлением обычая сожжения, т. е. погребение было более ранним обычаем, вытесненным постепенно сожжением. Сообразно с обычаем глубокой древности, удержавшимся в Индии и теперь, умершего богато одевали и снабжали оружием для пользования в будущей жизни. Тот факт, что вдова должна была некоторый момент лежать рядом с умершим мужем, указывает, что раньше ее сжигали (или хоронили) вместе с трупом, чтобы сопровождать мужа в «иной мир». Есть основания предполагать, что арии пред входом в Индию:

1) хоронили мертвых в земле и 2) с мужем хоронили живую жену, ню уже на протяжении ведийского периода мы замечаем перемену в обоих отношениях. Что обычай сожжения должен был заменить старый погребальный, понятно: жаркий климат Индии, сильные дожди и разливы рек, массы хищников (гиены, волки, шакалы) исключали погребение, делая его ненадежным, слишком трудным (необходимость очень глубоких могил) и слишком медленным (тело разлагалось в первый же день). Относительно сати, по-видимому, было нечто подобное, т. е. обычай в период вед или временно был изжит, или прямо запрещен. Веда его не признает. На это ясно указывает стих знаменитого погребального гимна: «Восстань, о женщина, к миру живых. Ты лежишь рядом с этим, бездыханным, иди сюда! Ты вступила в брак с этим твоим супругом, взявшим тебя за руку и жаждущим тебя».

А между тем исторически установлена картина широкой практики этого обычая в Индии начиная не менее как за 300 лет до н. э. и кончая XIX столетием. Трудно согласиться с той легендой, что брахманы подделали седьмой из упомянутых стихов, вложив в него противоположный смысл, и тем увековечили институт, временно затихавший. Строками письма, даже самого священного, в мире социальных явлений такие длительные эффекты не делаются. Напрашивается гипотеза, что обычай сати занесен был в Индию еще дравидами и с тех пор в ней удержался. В пользу этого говорят такие соображения: А) в дравидийской Индии мы застаем обычай и притом в широком распространении еще до возможности проникновения туда арийских влияний; Б) всегда обычай был сильнее в деканской Индии, чем в Северной; В) в Северной он сильнее наблюдался там, где в населении больше дравидийской крови. Вопрос о сильных туземных влияниях на культ и обычаи ариев находит себе все более и более приверженцев, почему нет ничего удивительного, что обычай сати, занесенный из Средней Азии раньше вторжения ариев, начал к моменту этого вторжения распространяться с юга на север и в конце концов одолел лучезарное и равноправное миросозерцание ариев. Конечно, сати нашло для себя очень подходящую почву в экзальтированном культе социального положения мужа, в болезненной борьбе за чистоту крови (вдова являлась потенциально сильной угрозой), в туранских влияниях на Индию, в частом количественном перевесе женщин над мужчинами и т. д. Нужно, говоря о сати, добавить, что обычай никогда, по-видимому, не был универсален как территориально, так и социально (блюлся не всеми кастами и классами) и редко рассматривался как акт обязательный для всех вдов. Но почти так же несомненно, что в высоких слоях (раджи, принцы крови, богачи) сати часто получало обязательный характер, и история сохранила память о целых гекатомбах подруг жизни, принесенных на гроб мужа-владыки. Сказанным выше мы хотели дать понять, что жестокий обычай сати едва ли пришел вместе с суммой богов и обычаев, занесенных в Индию ариями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11