Ведизм
Культура и общество / Этнографическая Индия / Ведизм
Страница 9

Таким образом, каста уже носилась в воздухе, зарождаясь в атмосфере вражды, недоверия, взаимного науськивания друг на друга. Но к этому нам хочется добавить еще одно соображение. Дасыо не были исключительно народом неарийского корня, а по-видимому, в дасийскую массу входили и арии, раньше вступившие в Пенджаб и успевшие ассимилироваться с туземцами. Но ведь всех этих врагов независимо от их «благородного» происхождения и языка объединяла теперь чернота кожи, «безносие», нечестие и т. д. Какое же отсюда могли вывести заключение арии? А то, которое хорошо сознавали все завоеватели Индии, афганцы, моголы, до португальцев и англичан включительно, а именно: в физической природе Индии, во-первых, и в ее черной многомиллионной массе, во-вторых, заложена страшная ассимилирующая сила, которая всякого пришельца или группу их скоро — в три-пять поколений — превращает в однородный со всеми другими тип. Подобное наблюдение арии могли не только установить постфактум, но и априори, так как, будучи вчерашними номадами, они хорошо понимали биологические факторы скрещивания, наследственности, исчезновения или размножения типов и т. д. Если же наша догадка верна, то упомянутые выше запретительные тенденции могли появиться не только как развитие дошедших до крайности чувств вражды и презрения по отношению к дасыо, но и как ряд ясно продуманных мер, предупреждающих сближение ариев с туземцами и спасающих первых от биологического засилья вторых. В этом случае победители — арии боялись побеждаемых дасью, которые в своей народной массе и в пособнике — климате имели несокрушимых союзников. На основании изложенных предположений известное благодарственное восклицание ведийского поэта, что, ««истребляя дасью, Индра защищает арийский цвет», я склонен понимать в прямом или, точнее говоря, в биологическом смысле.

Сделаем краткое резюме: к воротам Индии арии подошли без кастовой организации или с уже заглохшей, но в пылу многовековой вражды с дасью и под проникающим в сознание пониманием биологической (ассимилирующей) силы Индии (природы и народа) в их коллективном мозгу к моменту покорения туземцев начало созревать кастовое сознание, которое в последующее время было религиозно-законодательным образом оформлено руководителями; несомненно, экономические и социальные привилегии также при этом играли немалую роль.

Святость коровы. При изложении влияния ведийского периода на современный индуизм представляет интерес попытаться проследить за величайшим и оригинальнейшим догматом индуизма — святостью коровы. Ее роль в арийском быту, где она составляла неотъемлемую его принадлежность, очевидна.

Мы уже упомянули мимоходом, как роль коровы, этого огромного хозяйственного фактора в быту ариев, сказалась на их языке. От слова «го» («корова», мн. ч. «гавас») произошел большой цикл слов, обнимающих очень крупные и, казалось бы, далеко отстающие друг от друга понятия, как, например, гопа — пастух, а впоследствии — государь, готра — буквально «ограда», охраняющая стадо от воров и мешающая ему разбежаться, принимает потом смысл семьи, рода и, наконец, племени; гавешана — стремиться к обладанию коровами, а в переносном смысле воевать, гавиджа — домогающийся коров, а в переносном смысле — пылкий, страстный; само слово «го» означает благо, богатство и т. д. Полагаем, что подобное всепро-никновение арийского лексикона словами, производными от «го», нагляднее и объективнее доказывает исключительную роль коровы в жизни наступавших на Индию Нужно еще подчеркнуть, что лошадь, которую арии успели приручить до вторжения в Индию, хотя и признавалась значительной ценностью (в молитвах часто молятся о ниспослании лошадей), но была еще скорее привилегированным товарищем арийца, но не повседневно трудовым: лошадь, например, запрягали в боевые колесницы или в колесницы на беговых состязаниях, но, по-видимому, на ней еще не ездили верхом и, несомненно, не пользовались ею для полевых работ. Таким образом, у ария оставался единственный друг и работник — корова, что, несомненно, еще более поднимало ее ценность.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11