Женщина Индии
Культура и общество / Этнографическая Индия / Женщина Индии
Страница 4

Но возвратимся к менее отверженным людям. Ближайшей стадией в жизни женщины, казалось бы, должно быть хождение в школу, но, к сожалению, для обыкновенных девочек Индии школ почти не существует. Их и для мальчиков недостаточно, а против учения девочек можно услышать даже много возражений и со многих сторон. Простой народ скажет: «Что девочка получит своим учением? Разве оно даст ей кусок хлеба?», а более высокие касты: «Что она какая-нибудь баядерка, что ли?». В результате подавляющая масса женщин безграмотна. Некоторый процент их — из лучшего класса — получит кое-какое образование, но оно будет чисто домашним. Женщина научится читать на своем родном языке, если она принадлежит к образованному классу, и, может быть, усвоит один из классических языков Индии (санскрит, персидский).

Затем подходит важный момент, когда женщина должна перестать быть видимой, она должна усвоить систему парда, должна быть укрыта от взора мужчины. На какой возраст падает этот покров? Определенных указаний на это нет, но обыкновенно девочка начинает носить покрывало с 8—9 лет, и полное (систематическое) закрытие наступает в 12—13 лет. Брак рассматривается как хороший исходный момент для парды, но закрытие иногда начинается и до брака. Возраст для брача-Щихся в Индии очень ранний, а обручение совершается и еще раньше. Обручение является брачным контрактом между родителями детей, который в исключительных случаях может быть заключен даже раньше, чем родились ден. В этом странном случае могут быть свои семейные соображения; например, эндогамная группа, т. е. та, в пределах которой только и могут заключаться браки, слишком мала, почему родители должны уже в предвидении потомства устанавливать брачную конъюнктуру, дабы был выполнен догмат продолжения потомства во что бы то ни стало.

Но обычное обручение, если бы оно даже и было выполнено, есть просто набросанный — хозяйственно и астрологически — проект, который может не осуществиться. Действительный брак имеет место по достижении детьми 12—13 лет. Возраст варьирует между разными общинами в зависимости от религии, общественного положения и т. д. У мусульман вступающие в брак будут несколько старше возрастом, чем у индуистов, а та большая народная группа, которая в религиозной статистике значится под рубрикой анимистов, живет полудикой, но свободной жизнью и в брачных отношениях подчиняется здоровому чувству; ее мораль, пожалуй, и не высока, но она сдержана

условиями соответствия с природой. Среди привилегированных классов наиболее частый возраст брачащихся — между 12 и 16 годами, но многие семьи считали бы для себя позором, если бы их дочь не была выдана замуж и «устроена» до наступления 16 лет.

Все расходы по браку или берет на себя родитель невесты — лучший или более почтенный случай, или расходы делятся поровну (иногда в каких-то долях) между отцами жениха и невесты, или, наконец,— худший случай — все расходы берет на себя отец жениха, что бывает в случае лишь большой бедности семьи невесты; последняя в этом случае идет на все условия, и часто родители невесты выгадывают и для себя или большие подарки, или вид скромной пенсии.

Сама церемония брака весьма сложна и разнообразна в зависимости от богатства и касты брачащихся, особенно сложна церемония у брахманов. Здесь много живописных и изящных обрядов, пережитков седого прошлого. Главным моментом церемонии являются хождение жениха и невесты вокруг жертвенного очага или дерева, надевание женихом на шею невесты ожерелья (тали) и общая еда брачащихся с одного листа. Среди мусульман эти живописные обычаи не признаются. Во-первых, брачащиеся будут намного старше, во-вторых, мусульманский брак является чисто гражданским договором. Индус обязан пригласить на свадьбу всю касту или общину в пределах доступного расстояния. Мусульманин приглашает только избранных друзей. Мусульманская церковная церемония в высокой степени проста; некоторые из мусульманских семейств ограничиваются одной этой церемонией, но большинство дополняют ее обычаями, заимствованными от индусов, а некоторые даже применяют видоизмененную форму бхаунри. При этом также в ходу длиннейшие угощения и церемонии с музыкой или шумом (может быть, более подходящее слово) и с процессиями воинственного вида (пережиток умыкания невест). Если свадьба очень богата, то новобрачные (да и гости) будут ездить на лошадях, слонах, в колясках или переноситься на паланкинах; на пути будут разбрасываться монеты, с жадностью и драками подхватываемые детьми и взрослыми более бедных классов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10