Женщина ИндииКультура и общество / Этнографическая Индия / Женщина ИндииСтраница 8
В последние тридцать лет наблюдается идея если не борьбы со вдовством в целом, то хотя бы устройства вдов в отдельных жилищах, где они могли бы вести человеческое существование. В создании этих «вдовьих домов» принимают участие дамы-патронессы, разные учреждения и т. д. Можно с признательностью отнестись к этим попыткам улучшить положение вдов, но они, во-первых, принципиальное признание трудности бороться со злом в корне, во-вторых, они слишком малоемки (живут в домах по нескольку десятков вдов), и, в-третьих, при проведении хорошего замысла иногда допускаются большие бестактности. Вообще, эта попытка — паллиатив, которая потухнет с падением порыва учредителей и, кажется, никогда не вырвет зла с корнем.
Жизнь в положение вдов вносит свои коррективы или дает спасительные лазейки: вдовы обращаются в христианство, идут прислугой к европейцам, становятся проститутками, наконец, делаются йогинями. Но все эти каналы слишком мелки и немногочисленны, чтобы иссушить массовое болото вдовьего состояния. Вдовы, оставшиеся в среде индусской массы, так или иначе пробуют разбить наложенные на них оковы, дают выход природе и чувствам, несмотря на стойкое наблюдение всех окружающих, но в конечном итоге всех этих попыток борьбы мы находим слишком крупные осадки зла в виде заброшенных или убитых детей, неудачных выкидышей, влекущих за собою смерть, массовых самоубийств и т. д.
Лишь на склоне своих лет женщина Индии находит покой, почет и отдых. Чуждая страстей, выполнившая задачи материнства, поднявшаяся над тривиальностями повседневной жизни, она, по словам Юсуфа-Али, «с тихим достоинством и возвышенной грацией носит корону из поредевших седых волос». Уважение к старым людям в Индии является исключительным: каждый считает своей обязанностью быть для них приятным и оказать те или иные услуги. Это хорошо отражено в индийском фольклоре и в известной пословице: «Если вы стареете, спешите выглядеть старухой».
Наконец, и смерть индийской женщины, особенно если она не старуха или не старшая в доме, отмечается скромностью и кратковременностью обрядов по сравнению с похоронами мужчины, причем иногда ее похороны будут отличны не только подробностями, но и по существу обряда. Например, в Курге мужчин сжигают, а женщин и мальчиков моложе шестнадцати лет зарывают в землю; или, например, на костер мужчины пойдет сандаловое дерево, а на костер женщины может пойти и коровий навоз и т. п.
Такова жизненная дорога женщины Индии, набросанная общими штрихами. Добавим их кратким перечнем особенностей работы и характера женщины в зависимости от ее социального положения. Земледелие — основа жизни Индии. Женщины земледельческих слоев Индии образуют основную группу женщин вообще. Как и всегда бывает со странами, где жизнь женщины стеснена и закрыта, низшие слои народа пользуются наибольшей социальной свободой. Низшие касты деревни ничего не знают о парде и ходят всюду и открыто. Даже между высшими кастами деревни жизнь протекает более естественно, и отношения полов менее искусственны, чем в городе. Женщина идет с мужем работать, очищает рисовые поля, жнет, собирает колосья в снопы, а если нет быков и телеги, переносит плоды жатвы с мужем домой. Часто с собой она забирает на плечах или в корзине и грудного ребенка, выполняя в промежутке полевого труда и свои материнские обязанности. Вообще деревенская женщина сравнительно свободна, хотя печать ее обособленности и наличие угнетения сказываются на всех углах деревенской жизни, начиная с дома и кончая улицей, торжественными событиями и религиозными церемониями. Можно сказать, что женщина деревни еще не освободилась от ига старых традиций и социальной диспропорции полов, ню реализм жизни властно их ломает и часто стирает почти до исчезновения.
Женщина рабочих классов города не живет столь простой и открытой жизнью, как ее товарка в деревне. Соблазнительные перспективы города оказывают и на женщину и на мужчину свое влияние, но в обратных направлениях: усиленное стремление первой к большему простору и свободе создает противовес со стороны мужчины, откуда появляется система парды, наблюдаемая в городе не только среди высоких классов, но и среди лиц относительно высоких. Среди рабочих классов идея парды или вообще какого-либо заключения женщины является слишком большой роскошью, и женщина поневоле выходит или на работу с мужем, или несет ему на его работу обед. Впрочем, города Индии, а особенно северные, кишат мужчинами по преимуществу, и женщины на их улицах все же являются исключением.