Индийская культура в XIII — начале XVI в.
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Индийская культура в XIII — начале XVI в.
Страница 1

Культурные процессы данного периода характеризуются интенсивным развитием и переплетением двух тенденций:

1) созреванием национальных культурных традиций отдельных народов и преодолением в связи с этим древнего элитарного санскритоязычного комплекса;

2) взаимовлиянием индусской и мусульманской культур.

Эти тенденции отразились прежде всего в развитии новых языков, литератур на этих языках, а также религиозных движений.

В XI—XII вв. на основе древних пракритов и иных диалектов развиваются новоиндийские языки: бенгальско-ория-ассамский-майт-хили (впоследствии разделившиеся), магахи, бходжпури, косали (авадхи), браджбхаша (затем сблизившиеся и ставшие источниками языка хинди), западно-раджастханский (марвари), гуджарати, син-дхи, панджаби, маратхи. На Юге происходит становление ряда языков помимо более древнего тамильского: телугу и каннада возникают под сильным санскритским влиянием; язык малаялам обособляется от тамильского примерно в это же время. На Декане (с XIV в.) и в Северной Индии (несколько позже) под влиянием персидского языка формируется язык урду, ставший затем наиболее распространенным среди индийских мусульман.

На всех этих языках появляются произведения, лежащие в основе национальных литературных традиций.

Сочинения на санскрите продолжали создаваться, но являли черты застоя. Исследователи отмечают в средневековой санскритской литературе отсутствие оригинальности, механическое повторение прежних методов и приемов, отвердение стереотипов, преобладание имитации и искусственность. Санскритская поэзия продолжает получать поддержку при многих индусских дворах — в государствах Какатьев, в Гуджарате, в Виджаянагаре. Для этого периода особенно характерна фигура государя-поэта. Наиболее известны литературными опытами рана Мевара Хаммира (1314-1364), Пратапаруд-ра II Какатья (1295-1323), Катайя Вема, Кришнадеварайя из Виджаянагара (1509—1529). Но санскритская литература оторвалась от простых людей, стала элитарной, рассчитанной на узкий круг знати.

Создавались поэмы в жанре махакавъя, поэмы-поучения (санде-шакавъя), составлялись антологии древних сочинений (прабандхи), компиляции и комментарии. Не угасала традиция комментариев к дхармашастрам и составления сборников всех высказываний дхармашастр (нибандх). Наиболее известны среди них «Вивадачинтама-ни» Вачаспати Мишры из Митхилы, «Парашара-мадхавийя» Мад-хавачарьи (начало XIV в.), «Смрититаттва» Рагхунандана, «Сарва-даршанасанграха» Мадхавы.

Разрабатывались теории грамматики, поэтики и музыковедения.

Древняя санскритская литература послужила источником для развития литератур на национальных языках. Как правило, их становление начиналось с переводов или переложений эпических поэм «Махабхарата» или «Рамаяна», а также пуран. Сюжеты древних сказаний становились известными и своими для широких масс. В этих переложениях использовались также местные сюжеты, легенды, образы местных героев и святых. Национальные литературы развивались не в отрыве друг от друга. Сюжеты мигрировали, писатели и поэты смешивали слова и выражения из разных языков, так что порой нельзя точно разграничить, к какой литературе принадлежит то или иное произведение — бенгальской или майт-хили, бенгальской или ассамской и т. п. Брадж и авадхи стали литературными языками на большой территории от Махараштры и Гуджарата до Бихара.

Бенгальскую литературу можно начинать с Криттивасы Оджха Мукхати (р. 1399 г.), который переложил на бенгали «Рамаяну». Особенно важен для бенгальской литературы XV в., когда ей покровительствовали бенгальские султаны. Чондидаса (сер. XV в.) создал свыше 1250 стихотворений, посвященных любви Кришны и Радхи, которые до сих пор популярны в народе. Мукундорам Чокроборти (XVI в.) в своем произведении «Чондимунгол» восславил богиню Чонди (одно из имен супруги Шивы). Его поэма изобиловала живыми картинами жизни бенгальцев того времени и потому воспринималась как близкая и понятная простым людям.

Литература на майтхили начинается с поэта Видьяпати Тхакура (Х1У-ХУ вв.).

Страницы: 1 2 3 4