Индийская культура в XIII — начале XVI в.
История / Средневековая Индия / Период Делийского султана / Индийская культура в XIII — начале XVI в.
Страница 3

Основателем одной из ветвей бхакти стал Рамануджа (XII в.), живший в Тамилнаде и Карнатаке. С его деятельностью связаны возрождение и распространение вишнуизма и создание одной из школ индийской философии — вишишта-адвайты.

Примерно в то же время Нимбарка в Андхре основал свое направление кришнаитского бхакти. Вишнуитский философ и вероучитель Мадхва (1281-1360) проповедовал в Карнатаке. В XIII в. в Махараштре творил Днянешвар, составивший на маратхи комментарий к «Бхагаватгите». В то время этот памятник ранней маратхской прозы не привлек широкого внимания, но впоследствии стал одной из священных книг маратхских бхактов. В XVI в. Экнатх (1553-1599) мистическим образом установил связь с Днянешваром и обнаружил его рукопись.

Выходец из Гуджарата Чакрадхар (XIII в.) основал секту маха-нубхавов. Он писал на маратхи. Его сторонники были наиболее последовательными противниками привилегий высших каст.

Намдев (1270-1350), маратхский поэт-проповедник, стал духовным отцом секты варкари, весьма многочисленной в наше время.

Идеи единобожия, характерные для бхакти, привели одно из его направлений к отрицанию существенного различия между религиями, к проповеди единения индусов и мусульман, поскольку разные имена Бога не противоречат его единству, а разные культовые практики не столь существенны. Основателем этого направления можно считать Рамананду (1400-1470), который происходил с Юга, но жил и проповедовал в Варанаси. В основанную им общину входили представители всех каст, включая неприкасаемых, а также мусульмане. В его учении более четко, чем у других проповедников, звучали идеи равенства людей перед Богом и отвержения официального брахманского культа.

Его последователем был Равидас (XV в.), происходивший из касты неприкасаемых. Он сочинял стихи и в бхактийском, и в суфийском духе и особенно резко выступал против кастового гнета.

Учеником Рамананды считается также Кабир (1399-1518, по преданию, он жил 119 лет), мусульманин по происхождению, ткач по профессии. Идеи о единстве Аллаха и Брахмана (или Рамы) в его творчестве прозвучали особенно ярко.

Продолжателем Кабира стал гуру Нанак (1469-1539). Его последователи («ученики» — сикхи) впоследствии выделились из индуизма и основали особую религию — сикхизм. Об этом процессе, имевшем серьезные политические последствия, речь пойдет в следующей части книги.

На примере этой ветви бхакти ярко видна объективная логика развития религиозных «путей». Многие из них превратились в мелкие секты внутри конгломерата индуизма, а то направление, которое наиболее последовательно отстаивало и провозглашало идею о единстве всех религий, кончило тем, что отделилось от них всех. Возникла еще одна религия.

Особенно ярко взаимовлияние индусской и мусульманской культур проявилось в архитектуре и изобразительном искусстве.

Мусульмане принесли в Индию совершенно новые для нее строительную технику, архитектурные формы и эстетические каноны. Строительство мавзолеев, мечетей и минаретов, сооружение мощных крепостей и роскошных дворцов — все это началось после мусульманского завоевания. Использование бетона и известкового раствора, до того практически неизвестных в Индии, позволило сооружать более крупные и величественные постройки, чем раньше.

Мусульмане широко практиковали в строительстве арки и купола, до того не ставшие распространенным архитектурным приемом. Индусы применяли главным образом балочные перекрытия. На некоторое время эти два приема — балочные перекрытия и своды — стали как бы конфессиональными признаками сооружений (индусских или мусульманских). Затем они стали взаимно переплетаться и сочетаться в одних и тех же сооружениях.

Серьезно изменило вид зданий пристрастие мусульман к красоте чистых архитектурных форм и объемов и неприятие ими скульптурных элементов оформления зданий. В связи с этим наблюдается упадок скульптуры, которая раньше, как говорилось, была непременным атрибутом культовых и официозных зданий.

Наконец, мусульмане принесли в архитектуру цвет. Употребление восковых красок, керамических плиток, изразцов, золочение, употребление камня разных цветов — все это делало здания красочными. Эти приемы также постепенно перенимались индусскими строителями.

Страницы: 1 2 3 4