Шесть систем индийской философии
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Шесть систем индийской философии
Страница 253

Anadinidhanam brahma. Sabdatattvam yad aksharam,

Брахман без начала, который есть вечная сущность речи,

Para

[48] О йоге и мимансе тоже упоминается в Апастамба-сутрах, но еще не как об отдельных философских системах. См. I, 8, 23, 5; II, 4,8,13.

[49] Anthropological Religion, 200; М.М. Теософия, 247; Дейссен И. История философии.

[50] М.М. Индия.

[51] Новый перевод Прастханабхеды напечатан проф. Дейссеном во введении к его Истории философии, I, 1894.

[52] Nyaya происходит от nі (в) и і (идти). Четвертый член силлогизма называется упаная (вести к) или «индукция». Баллантайн переводит ньяю словом methodos.

[53] Анвикшики как старое название философии, и в особенности логики, встречается также в Дхармашастре Гаутамы (II, 3). Иногда его употребляют как синоним мимансы, и тогда оно значительно шире, чем термин «логика».

[54] Так как в рукописях пишут то Готама, то Гаутама, то первое имя я сохраняю для философа, а второе для Будды.

[55] Бартелеми С. Илер в его работе об индийской логике замечает: «Но философ вайшешики не пытается различать категории, перечисляя их свойства, как это делает Стагирит. Он не указывает их отношений и их различий, как это делает Аристотель». Но он именно и делает это. См. Сутры, I, 8.

[56] Я заимствую это изложение у Кольбрука (ME, 1).

[57] Проф. Дейссен дает несколько иную версию. Например, он говорит, что предмет пятой главы есть последовательный порядок чтения, но судя на основании мим-сутр (V, 1, 1), настоящее значение будет такое: определение порядка совершения, согласно шрути, содержания, чтения и т.д.

[58] См Дальман Махабхарата, 1896

[59] Гарбе. Философия санкхьи.

[60] Любопытное отличие делается в комментарии к Гаутама-сутрам, XIX, где говорится, что «те части араньяк, которые не упанишада, называются ведантами».

[61] Священное дерево в городе Анурадхапура на Цейлоне выросло из ветви дерева в Буддха-джае.

[62] Кольбрук. МЕ, I.

[63] Таранатха-таркавачаспати отождествляет их с Веданта-сутрами; см. Сиддханта-каумуди, т. I.

[64] Этот трактат Чандраканта Таркаланкары (Katantrakkhandak-prakriya 1896) и включает он добавочные сутры к Катантре о ведийской грамматике Он не скрывает того, что «sutram vrittis kobhaam арі mayyaiva vyaraki» (сутра и комментарий составлены мной).

[65] Кери. Буддизм. 1.

[66] Бхандаркар. Философия санкхьи (1871).

[67] Катха-уп., II, 4.

[68] Вадж.-уп., II.

[69] Катх.-уп., II, 5.

[70] Чх.-ул., VIII, 8.

[71] Кольбрук. ME, II.

[72] См. Сарвадаршана-санграху в переводе Коуэля и Гоуга.

[73] Дхатри (творец) здесь употребляется иронически вместо свабхавы (природы).

[74] См. Мистерии кармы, открытые брахманом йоги. Аллахабад, 1898.

[75] Тибо. VSJ, с XXVIII.

[76] Санкхья-сутры, VI, 42.

[77] Гарбе. Философия санкхьи, с. 221.

[78] Дейсеен II. Системы веданты.

[79] Туземные писатели дают другую родословную Вьясы: Нараяна, Вашиштха (Падмабхава), Шакти, Парашара, Вьяса, Шука, Гаудапада, Гастамалака (Шишья), Тротака, Варттика-Кара и т.д.

Страницы: 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259