Шесть систем индийской философии
Культура и общество / Культура Индии в рассказах / Шесть систем индийской философии
Страница 255

[119] Я здесь перевожу слово саттва словом субстанция, потому что смысл фразы едва ли позволяет принимать саттву за гуну добра.

[120] См. Hall. Санкхья-сара; Дейссен. Веданта.

[121] Горбе. Санкхья и йога.

[122] См. работу Мейера (Chinese Reader's Manual), где приведены точные даты.

[123] Это делает Таттва-самасу позднейшей по сравнению с Патанджали.

[124] См.Карики,70,71.

[125] Кольбрук. ME, I.

[126] Санкхья-правачана-бхашья.

[127] Санкхья-правачана-бхашья. Введение.

[128] Drift of Samkhya.

[129] Галль в своем предисловии упоминает о пяти комментариях.

[130] О них упоминается в предисловии к изданию Галля «Санкхья-правачана-бхашья», 1856 Некоторые из них – простые определения, не имеющие никакого отношения к этимологии.

[131] Эти анукрамы изданы очень старательно в Anecdota Oxoniensia профессором Макдонелем, которому я передал свои материалы.

[132] Но не были ли эти элементы просто випарами (модусами) аханкары.

[133] См. Таттва-самаса, 22; Санкхья-карики, 44.

[134] В языке Пали васту превращается в ваттху и потом, вероятно, вновь переводится по-санскритски словом васту.

[135] Саманна-пхала-сутта, 3.

[136] Несколько осторожными мы должны быть, это видно из того, что в некоторых рукописях вместо Бхарата и Махабхарата мы читаем Бхарата дхармачарш, тогда как в Санкхаяна грихья-сутрах (VI, 10,4) Бхарата, Махабхарата иДхармачарьи совершенно выпущены.

[137] См.Рис-Дэвис. – JRAS, январь, 1898.

[138] М.М. Индия.

[139] В Бхагавата-пуране (I, 3, II), что Капила оживил, возродил санкхью (санкхья-сара), изд. Галя.

[140] По-видимому, здесь навряд ли уместны манат в смысле духа и прадхапа в смысле природы.

[141] Брахман здесь кажется не у места, он скорее синоним пуруиш и атмана, чем авьякты. Далее он и упоминается как синоним пуруиш, но строго говоря и пракрити, с точки зрения ведантизма, тоже совпадает с Брахманом как существом, именуемым существенной причиной мира, но только мира невещественного.

[142] В санкхьи и йоге мы встречаем веру в эти айшварьи, они приобретаются йогинами (асектами, последователями йоги) посредством продолжительных и мучительных упражнений.

[143] Брама здесь кажется тоже неуместным, если только санкхья не дает своего особого значения как Брахману, так и Браме. В позднейшее время буддхи (коллективный разум) сделался упадхи, умственным ограничением Брамы или Хираньягарбхи

[144] Гарбе. Философия санкхьи.

Страницы: 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259